В течение 2015 года количество регионов с повышенным риском экономической напряженности увеличилось в 1,5 раза – если в первом полугодии таких субъектов было 43, то во втором полугодии – уже 60. Об этом говорится в докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ), посвященном оценке социально-экономической и политической напряженности по итогам 2015 года. В то же время во многих из регионов политической напряженности пока не наблюдается, пришли к выводу эксперты комитета, созданного в 2012 году бывшим министром финансов РФ Алексеем Кудриным.
Дело в том, что негативные социально-экономические тенденции в большинстве регионов компенсируются низким уровнем политических конфликтов и высокой административной устойчивостью. «Яркий пример – Кемеровская область, где крайне негативные социально-экономические тенденции и крайне низкое качество дизайна институтов публичной власти компенсируются исключительно высоким уровнем административно-бюрократической консолидации и личным авторитетом губернатора», – говорится в докладе.
Также фактически некому организовывать политические протесты в Курганской области, Краснодарском и Красноярском крае, Татарстане, Мордовии, Марий Эл, Еврейской автономной области.
Среди регионов с наибольшим риском ухудшения внутриполитической ситуации эксперты назвали Москву, Иркутскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Псковскую, Самарскую, Свердловскую, Челябинскую области и Санкт-Петербург, где низкие оценки качества системы политических институтов сочетаются с «относительно высоким уровнем внутренних конфликтов и существенной неоднородностью элиты».
«Впрочем, в большинстве из них в первую речь идет о высоких рисках информационных войн, политических разоблачений и протестного голосования избирателей. Наибольшие риски сочетания политического и экономического недовольства с неспособностью власти на них реагировать в крупных городах с их более сложно устроенными и внутренне конкурентными элитами. В иных случаях вероятные риски социальных протестов скорее всего сохранят локальный характер», – спрогнозировали эксперты.
Что касается Москвы, то в качестве проблем в КГИ отметили отрицательную динамику производства и торгового оборота, множественные конфликты властей с бизнесом и гражданским обществом, неудачные для имиджа решения городских властей, бесправие органов местного самоуправления, депрофессионализацию Мосгордумы и перманентную протестную активность населения.
В то же время, констатировали авторы, эти риски смягчают отсутствие на текущий момент координации между различными протестными акциями, противоречия внутри оппозиции, а также «большой городской бюджет и накопленный высокий уровень жизни».