– Александр Николаевич, что значит для вас личность Андрея Платонова?
– Платонов самый национальный, решительный и смелый наш писатель, развивавший язык за счет ресурсов народного, бытового сознания. Он был самым великим стилистом в мировой литературе. Не поддается анализу его фраза – с ней работает только синтез. Платоновский образ существует в целостности, его нельзя разъять, не убив. Сущность его героя – независимая, оригинальная личность. Проза Платонова собирает русский народ, заявляет о том, что мы уникальны. Для меня Платонов – это одна из форм защиты исконно русской художественной традиции настоящего большого масштаба.
Каждый человек, который вступает в сферу визуального искусства, должен понимать, что без литературы он ничто. Только литературная природа и порода формирует запас идей и запас прочности, иначе ресурс художника заканчивается очень быстро. Доказательством тому служат многие явления современной живописи и кинематографа, в том числе в нашей стране. По произведениям видно, что их молодые авторы мало что читают. И потому современное кино ассоциируется с собранием людей не очень образованных, грамотных, но довольно энергичных и высокомерных по отношению к прочей культуре. Это кино не заслуживает тех оценок и того места в искусстве, которое боем занимает в общественном сознании сегодня. Возвращаясь к Платонову, хочу еще добавить, что сущность его – это уникальная личность человека. Независимая и оригинальная, и у которой есть корни с жизнью.
– 2016 год проходит под знаком российского кино. Что, на ваш взгляд, сейчас происходит с молодым поколением кинематографистов?
– Мне кажется, мы в России предрасположены к кинематографу, к музыке и литературе. У нас великолепные традиции в театре. Меньше, гораздо меньше, мы предрасположены к государственной деятельности, успехов в этой области мы так и не добились, как показывает история. Мы до сих пор так и не смогли создать равновесное государство с сильными работающими институтами. Сколько лет существует Русское государство – столько нас и штормит. Поэтому в кинематографе все зависит от появления ярких неординарных личностей. И наша задача – сделать доступными молодым людям среду кинематографа и те профессиональные инструменты, которые требуются для их роста. И создать условия, чтобы они смогли проходить профессиональную проверку. Потому что легких денег сегодня уже нет. И найти деньги труднее, чем сделать фильм. Я верю, что у нас будут серьезные молодые люди, которые будут аккумулировать нашу энергию, лучшие наши качества и еще покажут, на что мы все способны. Это произойдет только в том случае, если они будут просвещенными людьми. Дикий агрессивный мускулистый подросток-режиссер по функциональности опасен. Кино, как и телевидение, вообще опасно для общества по своему воздействию. Оно приучает людей к смерти, к крови, равнодушию. На экране красивы и смерть, и война, и солдат погибает красиво, и слова перед смертью говорит красивые. В жизни этого не бывает, я сам бывал в условиях войны... Но мы должны помочь этим молодым людям, и тогда они уже сделают свое дело. Появление талантливого человека неизбежно.
– Как вы лично помогаете молодым?
– В Петербурге мы создали фонд премьер «Интонации». За полтора года помогли сделать семь короткометражных картин, два полнометражных и еще три документальных фильма выпускаются буквально в эти месяцы. В этом, конечно, есть и большой риск. Потому что много молодых людей, предъявляющих свои претензии на профессию, не имеют права на то, чтобы тратить деньги государства. Вообще отсев, если начинает работать механизм качества, в кинематографе велик. Приблизительно из 20 студентов режиссерского факультета театральных вузов сегодня в лучшем случае один остается в кино, настолько сложен и противоречив путь в этой профессии. Нам нужно создавать государство для молодых людей. Чтобы молодой человек сегодня чувствовал себя посвященным в будущее своей родной страны. И хорошо понимать свое место в нем. Не надо молодым людям внедрять в головы пустые слова о патриотизме и навязывать догматы. Вы постройте государство, где существует разумная система отношений, где сумасшедшие люди не получают в руки власть в парламенте, где есть разумное образование и отсутствуют политические санкции по отношению к молодежи. Мы сейчас пришли к самому неприятному, на мой взгляд, моменту, когда студенты попадают в тюрьму по политическим статьям. Политизация жизни очень опасна! Там, где навязывается политизация жизни, общество глохнет, формируется монофонический слух.
– В прошлом году в Нальчике вы выпустили режиссерский курс. Это первый опыт в вашей практике, прежде на предложения преподавать в России вы отвечали отказом. Насколько удался этот опыт? Что сейчас происходит с дипломированными режиссерами?
– Я очень доволен тем, как прошло обучениие. Мои молодые коллеги создали 12 дипломных работ, один документальный и 11 игровых короткометражных фильмов. Это был первый случай, чтобы специалистов такой изысканной профессии для Кабардино-Балкарии готовили на месте. Обычно вывозили студентов в Петербург или Москву, откуда они чаще всего не возвращались.
Поскольку Россия – моя родина, я несу ответственность за все, что здесь происходит. Я очень не люблю темные, глухие провинциальные переулки. Они опасны для жизни. И открыть там режиссерскую мастерскую было попыткой стереть еще одно провинциальное пятно на карте моей страны. Молодым людям на Кавказе крайне тяжело. Помощь, которую им оказывали педагоги из театральных вузов Москвы и Петербурга, была очень дорогой. Я и мои коллеги летали туда на самолетах. Других путей не было. В тяжелые времена были моменты, когда меня на лекции сопровождали двое вооруженных людей – так там было непросто. Когда эти ребята поступали на мой курс, они даже не знали, что есть такой режиссер и никогда не смотрели моих фильмов. И все пять лет я не показывал им своих работ, чтобы у них даже возможности не было в дипломных работах копировать педагога. Я настоятельно требовал, чтобы их выпускные картины снимались на родном языке (на Северном Кавказе не все молодые люди знают свой родной язык, кто-то не говорит по-русски, почти никто не говорит на английском). И это было важным условием дипломной работы.
В итоге они стали очень хорошо подготовленными специалистами. Молодые люди, которые до этого ничего не читали и жили в совершенном подполье - но эти люди усилиями просвещения и образования, любви к ним и при убедительном труде смогли получить великолепный результат. И вот 14 июня начнется показ их дипломных фильмов на телеканале «Культура». Это первый раз в истории российского телевидения, когда показывают именно дипломные работы. Тогда как это должно быть нормой. Ведь они получают образование в рамках государственного бюджета, и налогоплательщики должны видеть, на что идут их деньги. Поэтому доступность работ молодых художников широкому кругу зрителей должна быть не согласованной, а обязательной! Это касается и театра, и литературы. И вот пусть в отношениях со зрителями молодые художники и ищут свой профессиональный путь. Именно просвещение, я считаю, должно стать нашей национальной идеей.