Posted 9 июня 2016,, 12:11

Published 9 июня 2016,, 12:11

Modified 8 марта, 03:03

Updated 8 марта, 03:03

«Мы еще встретимся!..»

«Мы еще встретимся!..»

9 июня 2016, 12:11
Главный редактор «Новых Известий» Валерий Яков ушел из газеты

Дорогие друзья и читатели «Новых Известий», вынужден вам сообщить, что я покидаю нашу с вами газету. У новых собственников свои виды и свои планы в отношении издания, которому я отдал 19 лет жизни. Наверное, это их право – решать, с кем и как работать дальше. Обсуждать это решение мне сегодня не хочется. Может быть, как-нибудь потом я еще вернусь к этой увлекательной истории борьбы за выживание.

А сегодня я хочу сказать спасибо нашей команде – моим друзьям и коллегам, с которыми мы все эти долгие и такие стремительные годы делали газету, за которую не стыдно. Это было не всегда просто – писать правду о нашем нескучном Отечестве. Но мы старались это делать вопреки всему. Мы всегда считали, что правда очищает и укрепляет нашу страну. А ложь и пропаганда ее разрушают.

Почти 19 лет назад, в ноябре 97-го, «Новые Известия» стали первой цветной ежедневной общественно-политической газетой. И уже тогда мы заявили, что не будем делить мир на черное и белое, что на наших страницах будут все краски жизни и что любой наш читатель сможет рассчитывать на нашу поддержку. И на нашу защиту, если его права будут попираться. Все минувшие годы мы оставались верными этому принципу.

13 лет назад я стал главным редактором «Новых Известий», и мы в уже более сложных условиях старались оставаться самими собой. Старались делать газету для читателя, а не для власти. Писать о стране и для страны, а не о партиях и для партий. Нам удавалось оставаться в стороне от любых баррикад, и это позволяло нам быть объективными в своих оценках. Мы всегда призывали к толерантности, не приемля национализма, разделения на своих и чужих, на врагов и патриотов.

Когда в стране была объявлена охота на «лиц кавказской национальности», а слово «чеченец» звучало, как приговор, мы защищали чеченский народ, как защищали бы самих себя – русских, татар, евреев... Всех, кто в нашей многонациональной стране может подвергаться давлению по национальному признаку. Я придумал акцию «Дети войны», и мы вывозили к морю из охваченной войной Чечни детей, ставших сиротами.

Когда по всей России начались безумные облавы на грузин, мы стали делать интервью с лучшими представителями этой замечательной национальности – деятелями культуры, науки, спорта.., чтобы поддержать наш братский народ и чтобы на человеческом уровне сохранить человеческие отношения.

Когда начались драматические события на Украине, мы поручили нашему спецкору в Киеве постоянно рассказывать на страницах нашей газеты о жизни простых украинцев. Рассказывать объективно и доброжелательно, чтобы снижать градус ненависти, раздуваемый пропагандистами с обеих сторон. И наш читатель нам доверял. А мы всегда исключительно дорожили этим доверием.

Я все время пишу «мы», потому что все эти годы никогда не отделял себя от моей команды. И всегда дорожил каждым человеком, который работал рядом. Каждым.

Мне хочется сегодня сказать спасибо и всем вместе. И каждому по отдельности. Поэтому я устроил в моей редакции веселые проводы. Накрыл стол. Наполнил бокалы. Попросил моих друзей Славу Ширяева и Саида Бицоева разжечь мангал и сотворить их фирменный шашлык, которым они все эти годы в самые наши праздничные дни всегда восторгали всех нас, как обычно на страницах газеты восторгали читателей своими публикациями.

Я попросил моего друга Сашу Маркевича распахнуть пошире двери для всех, с кем мы работали эти годы, кто когда-то ушел в другие издания, но душою остался с нами. И все, кто захотел, и кто смог – пришли.

Мы подняли бокал не за мой уход. И не за меня. Подняли за наши «Новые Известия». За газету, которую мы делали с душой. И за которую не стыдно.

В этот грустный веселый вечер я говорил больше обычного, потому что хотел успеть сказать добрые слова каждому из своих коллег. Сказать то, на что раньше не хватало времени. Или слов. Или повода. Мы ведь всегда ждем повода для хороших слов. А так важно говорить их друг другу чаще. И при жизни.

Я благодарил Виктора Волосатова, Таню Дмитриеву, Сашу Тепленко, Игоря Ванденко, Сашу Корзуна... за почти два десятилетия счастливой работы бок о бок. За их профессионализм и надежность. Я поднимал бокал за Толю Морковкина, за Володю Машатина, за Михаила Златковского, Тамару Махневу, Сашу Безручко, Людмилу Череховскую, Светлану Шевченко, Ирину Мельникову, Алешу Ольшанского, Машу Михайлову, Риту Алехину... Они так много все эти годы делали для того, чтобы наша газета вопреки всему выходила. И чтобы мы за нее не краснели.

Я говорил о многих. Почти обо всех. И мне бы всех хотелось назвать в этой прощальной заметке. Но тогда она превратится в полный редакционный список. И даже более того. Ведь сегодня в этом списке нет Игоря Голембиовского – лучшего главного редактора в моей жизни. Нет Отто Лациса – лучшего экономического публициста. Нет Володи Чеснокова. Нет Миши Поздняева... Они ушли навсегда, но для меня всегда оставались рядом.

Мне хочется сказать особое спасибо моему другу Мусе Бажаеву, который в трудные для «Новых Известий» дни 2003 года подставил нам плечо и 11 лет – до 2014 года, финансировал газету, не вмешиваясь в редакционную политику. Ни разу не упрекнув и не сдав...

Я благодарен моей газете за то, что столько лет имел возможность писать почти все, что хотел. Что имел возможность приглашать в гости и на ее страницы самых известных писателей, музыкантов, режиссеров, спортсменов, правозащитников, политиков... Что благодаря ей мог общаться с Михаилом Горбачевым, Борисом Ельциным, Владимиром Путиным, Шимоном Пересом, Нурсултаном Назарбаевым и многими другими лидерами политики, науки и культуры.

Я покорял Северный полюс с флагом «Новых Известий», вел для нее репортажи, порою рискуя жизнью, из охваченных войной Афганистана, Югославии, Чечни, Руанды... Я ради нее пересекал на джипах, плотах и вертолетах просторы США, поражался идеям чучхе в Северной Корее, духу свободы на Кубе, параллельной вселенной в Японии... И поднимался под облака на воздушном шаре, и опускался вместе с шахтерами на сотни метров под землю, чтобы в нашей газете появлялись самые неожиданные, яркие и эксклюзивные материалы...

Мои журналистские награды давно уже не умещаются в ящике моего рабочего стола, но я дорожу каждой из них, потому что за каждой – испытание, риск, вызов. И в конечном итоге – победа.

Еще больше я дорожу многочисленными профессиональными наградами моей газеты, которые давно уже не умещаются на стенах нашей приемной. И среди них – недавний Диплом о присуждении премии правительства РФ «За образцовое руководство социально ответственным СМИ и реализацию социально-значимых проектов в печати». Подпись – В.В. Путин. И совсем недавний – трехмесячной давности – Диплом Союза журналистов о вручении «Золотого пера России» – за публицистику и гражданскую позицию.

Я горжусь всеми этими наградами, потому что в них оценка работы нашей команды. Наших ребят. Талантливых. Упорных. Надежных.

Но главная наша награда –это читатели, которые ждали каждый номер газеты и делились с нами своими оценками, взглядами, сомнениями... Среди наших подписчиков есть люди, которые все минувшие 19 лет не расставались с нашей газетой. И поэтому мы их тоже считаем членами нашей команды. А сегодня, когда газета по независящим от нас причинам была вынуждена приостановить выход, мы не просто извинились перед читателями. Мы продолжали для них ежедневно работать на сайте. Мы предложили им бесплатную подписку до конца года на журнал «Театрал». И мы пообещали вернуться. Или, по крайней мере, сделать для этого все, что от нас зависит.

У нас сложился удивительный коллектив с особой атмосферой, которую я все эти годы создавал, берег и ценил. Мои двери никогда не закрывались, и любой сотрудник в любое время мог зайти ко мне со своей идеей, сомнением, радостью, бедой... И я всегда был готов выслушать, обсудить, помочь. В этой неформальной доверительности тоже была сила нашей команды. Я отвечал за них. Они – за меня.

В последние годы мне все чаще приходилось работать не главным редактором, а, скорее, главным цензором. И в этом тоже было веяние времени. И коллеги меня понимали, не ропща. Зная, в какой стране и в какое время живем. Но даже в это время информационных шагреневых кож мы находили возможность писать так, как считали нужным. И о том, что волнует всех. Мы все равно делали свое дело так, чтобы не было стыдно за газету. За профессию. И за себя. Мы делали это все 19 лет. Пока где-то и у кого-то не лопнуло терпение. И мне не пришлось уйти.

Уходя, я хочу еще раз сказать спасибо всем, с кем работал. Всем, кто нас поддерживал. Сказать спасибо моим товарищам и друзьям, которые в нынешней сложной ситуации предложили помощь. И подставили плечо. А то, что это не спасло ситуацию – уже не их вина.

Я ухожу из моей газеты. Но не от моих коллег, товарищей и друзей. И не из моей профессии. Кто бы там и что ни хотел, но мое перо остается со мной. Я еще напишу не один свой «иронизм». Скажу, уже освобожденный от внутренней цензуры, еще не одно слово. Привезу не один репортаж...

Мы еще встретимся...

Фото разных лет:


Фото: Владимир Машатин

С Сергеем Шойгу и Юрием Воробьевым. Грозный. Фото из личного архива

Афганистан, 1998 год. Фото из личного архива

Фото: пресс-служба президента

С Мусой Бажаевым. Фото из личного архива

С режиссером Юрием Любимовым. Фото: Анатолий Морковкин

С Шимоном Пересом. Фото из личного архива

Автогонки по Америке. Фото из личного архива

Фото: Анатолий Морковкин


"