Posted 31 мая 2016, 12:21
Published 31 мая 2016, 12:21
Modified 8 марта, 02:50
Updated 8 марта, 02:50
Конституционный суд (КС) России признал законным взимание платы с дальнобойщиков в системе «Платон», говорится в постановлении суда, оглашенном в среду.
«КС исходил из того, что основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве. Это не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги, существенно ускоряя износ полотна», - пришел к выводу суд.
По мнению КС, взимаемая с большегрузов по системе «Платон» плата за пользование федеральными трассами не является налогом и, соответственно, не создает ситуации двойного налогообложения в сочетании с транспортным налогом и акцизом на топливо. «Конституционно допустимым» является и то, что сбором платежей занимается компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», совладельцем которой является Игорь Ротенберг. В то же время предписания, которые наделяют оператора системы «Платон» «нормотворческими полномочиями, выходящими за рамки организационно-технического регулирования», признаны противоречащими Основному закону страны.
«Правительство обязано внести соответствующие изменения в свои правовые акты», - постановил КС. Также суд посчитал, что «оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера».
Кроме того, КС указал законодательной и исполнительной власти на «недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами». «Недопустимо повышение установленного правительством размера платы (помимо ее индексации) без указания на такую возможность в законе, а также внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов», - говорится в решении КС.
Напомним, запрос в КС о законности функционирования системы «Платон», действующей с 15 ноября 2015 года, направили 92 депутата Госдумы от фракции КПРФ. По их мнению, данная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности и по сути является новым налогом.
«Я решением КС абсолютно неудовлетворен, - сказал «НИ» один из инициаторов запроса, депутат Госдумы Юрий Синельщиков. - Я по-прежнему называю сбор налогом и по-прежнему не понимаю, почему его нельзя было взыскивать в рамках уже существующих систем, например, через систему акцизов. Зачем привлекать новую компанию, в карман которой пойдет половина сборов? А КС это еще и попытался оправдать, приведя доводы в ее поддержку».
В то же время Синельщиков признал, что есть в постановлении КС и некоторые положительные моменты, о которых коммунисты напрямую и не спрашивали. «Надо сесть с карандашом и внимательно проанализировать постановление суда, для того чтобы определиться, что делать дальше. Наверное, его можно и нужно дальше использовать, и я не исключаю, что можно будет дополнительно обращаться в каком-то ином аспекте, так как проблема очень серьезная и многоплановая. Другое дело, что делать это нужно будет быстро, так как сейчас Госдума уже заканчивает свои заседания и изобретать что-то нужно в течение ближайших трех недель, чтобы успеть собрать подписи депутатов», - отметил парламентарий.
В среду перед зданием Конституционного суда в Санкт-Петербурге прошли пикеты дальнобойщиков, державших в руках плакат «Конституционный суд, защищай людей, а не олигархов».
Между тем, в «РТ-Инвест» назвали постановление КС «крайне сбалансированным, замечательно написанным и устраняющим все вопросы, споры и дискуссии, если таковые оставались». Cудебное решение в деятельности оператора «Платона», собравшей с автоперевозчиков уже около 8,5 млрд. рублей, ничего не изменило, пишет ИА REGNUM со ссылкой на директора компании по правовым вопросам Михаила Попова.