Posted 30 мая 2016, 13:48
Published 30 мая 2016, 13:48
Modified 8 марта, 02:51
Updated 8 марта, 02:51
Законодательное собрание республики Карелия внесло в Госдуму законопроект с поправками в Гражданский кодекс и закон «О средствах массовой информации». В соответствии с ними истец, перед тем как подать в суд на СМИ за публикацию порочащей информации, будет обязан прислать в редакцию письменную претензию.
В течение 15 дней со дня получения письма средство массовой информации должно будет на него отреагировать. И только в случае, если издание откажется выполнить требование или задержится с ответом, заявитель сможет обратиться в суд.
В настоящее время основной статьей, регулирующей гражданско-правовой механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации, является статья 152 Гражданского кодекса. По ней истцы, в частности, могут требовать публикации опровержения и ответного заявления, удаления информации из Интернета, уничтожения материальных носителей.
Зачастую заявители в случае распространения порочащей информации выбирают именно такой нематериальный способ защиты нарушенного права, не заявляя требований о денежной компенсации, но неся значительные судебные издержки, говорится в пояснительной записке.
Так, например, госпошлина в арбитражных судах при подаче искового заявления неимущественного характера составляет 6 тыс. рублей, оплата услуг нотариуса за нотариальное заверение скриншота составляет в Карелии 4-6 тыс. рублей, оплата услуг представителя истца – еще 10-15 тыс. рублей, отмечают авторы законопроекта.
«Введение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, возникшего в связи с распространением недостоверных сведений, как порочащего, так и не порочащего характера, позволит более оперативно разрешать подобного рода разногласия, избежать судебных издержек и снизить нагрузку на судебную систему», – уверены карельские законодатели.
Между тем, закон «О средствах массовой информации» и сейчас предусматривает возможность решать претензии к СМИ без обращения в суд. Так, статья 43 закона гласит, что «гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений». Правда, редакции отводится на ответ на такую претензию один месяц.
Однако и за предлагаемые в законопроекте 15 дней СМИ вполне смогут отреагировать, полагает управляющий партнер Коллегии медиа-юристов Федор Кравченко. «В информационной сфере все происходит очень быстро, и за две недели новость перестает быть таковою. Тем более что и нет никаких санкций за непредоставление редакцией ответа на требование», – сказал он «НИ».
В целом юрист назвал законопроект полезным для обеих сторон – и для тех, кто судится, и для СМИ. «Добросовестные истцы, которые не ставят себе целью взыскать миллионы, а защитить свое доброе имя, и так обращаются напрямую к СМИ. И если редакция видит, что обращение разумное, то, конечно же, СМИ идет навстречу и делает какие-то корректировки. Поэтому я считаю инициативу взвешенной и первой за последние годы действительно толковой поправкой в закон «О СМИ». Что касается конкретных формулировок, то над ними стоит дополнительно поработать», – полагает г-н Кравченко.
Напомним, вопрос об обязательном досудебном урегулировании при подачи исков к СМИ был поднят в апреле на медиафоруме Общероссийского народного фронта (ОНФ). Как отметила тогда представитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко, введение такой процедуры не только разгрузило бы суды, но и повысило защищенность журналистов, так как зачастую цель исков – втянуть редакции в длительные разбирательства. Президент России Владимир Путин тогда предложил проработать этот вопрос.