Posted 29 мая 2016, 12:56

Published 29 мая 2016, 12:56

Modified 8 марта, 02:51

Updated 8 марта, 02:51

КС изучит вопрос о праве граждан наблюдать за выборами

29 мая 2016, 12:56
Сюжет
Выборы
КС изучит вопрос о праве граждан наблюдать за выборами

Конституционный суд России (КС) зарегистрировал запрос более 90 депутатов Госдумы о проверке норм закона, по которым граждане и общественные наблюдатели не могут присутствовать на избирательных участках при подсчете голосов и получать заверенную копию протокола об итогах голосования.

По мнению заявителей, большинство из которых представляют фракцию КПРФ, такое ограничение нарушает активное избирательное право, которое гарантировано гражданам Конституцией.

В соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав» граждане вправе обращаться с жалобами на решения или действия участковой избирательной комиссии на том участке, где они голосовали. «Вместе с тем, для того чтобы обжаловать решения,... избирателю необходимо иметь возможность зафиксировать совершенные комиссией нарушения. Это затруднительно или фактически невозможно сделать, если избиратель не присутствует при подсчете голосов», – говорится в обращении.

Авторы привели в пример статьи 18 и 19 Временного положения о проведении выборов в органы местного самоуправления, в которых предусмотрено, что на муниципальных выборах избиратели (не менее пяти человек) могут направить своего наблюдателя на участок, где он вправе присутствовать при проведении голосования и установлении его итогов.

В то же время в федеральном законодательстве лишь указано, что «законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей» общественными объединениями, однако ни в законах о выборах депутатов Госдумы и президента, ни в законах многих регионов эта норма не реализована.

Что касается избирателей, то пункт 1 ст. 30 закона «Об основных гарантиях избирательных прав» не дает им права получать протокол об итогах голосования, в то время как именно соблюдение при его составлении всех правовых предписаний «позволяет реализовать такие принципы избирательного процесса, как гласность, открытость, объективная достоверность», отмечают заявители.

Доступ избирателей к процедуре подсчета голосов на их участке предусмотрен и в Своде рекомендуемых норм при проведении выборов, принятом Венецианской комиссией Совета Европы в 2002 году. Согласно пункту 46 свода, «подсчет голосов должен проводиться транспарентно».

«Между тем федеральный законодатель, а вслед за ним и законодатель субъектов РФ не создает таких гарантий транспарентности для избирателей», – отмечают авторы запроса, добавляя, что на практике у российских избирателей даже меньше прав, чем у иностранцев, прибывающих в Россию наблюдать за выборами.

«Вопрос о праве общественных объединений наблюдать за выборами постоянно ставится, начиная с 2005 года, когда такое императивное право было отменено. Да, есть регионы, где такая возможность сохраняется, но таких регионов осталось мало – большинство после 2005 года ее отменили. Что касается местного уровня, то указанное в запросе депутатов временное положение, по которому избиратели могут направлять своих наблюдателей, фактически не работает и применяется только в отдельных случаях, хотя и идея в нем указана правильная», – сказал «НИ» эксперт Комитета гражданских инициатив Аркадий Любарев.

В то же время он выразил сомнение, что запрос депутатов в КС сможет повлиять на грядущую думскую кампанию. «Понятно, что каждому гражданину наблюдать за выборами не разрешат, но есть надежда, что какие-то изменения, расширяющие возможности для наблюдения, суд все же потребует сделать. Однако даже при положительном решении КС потребуется изменение законодательства, а пока законодатель будет готовить поправки, кампания уже пройдет», – отметил г-н Любарев.

В настоящее время в КС находится и другой запрос депутатов от КПРФ. В нем парламентарии оспаривают обязательную аккредитацию журналистов на избирательных участках.

Подпишитесь