Posted 24 мая 2016, 09:58
Published 24 мая 2016, 09:58
Modified 8 марта, 02:55
Updated 8 марта, 02:55
Масштабный смотр «Интермузей-2016», с аншлагом прошедший в Центральном Манеже, отразил тенденции развития музейного дела в непростое время.
Выставочный зал с трудом вместил более полутора сотен участников – музеев со всех концов страны и даже из дружественных государств. Каждому музею досталось в среднем по четыре квадратных метра, на которых надо было устроить яркую презентацию. Но даже этих закутков хватило, чтобы показать бурное цветение музейного дела в наши не лучшие времена.
Всякий зритель, заходивший на «Интермузей», немедленно утыкался в двухметрового деревянного коня. Это Музей-заповедник Шолохова давал возможность почувствовать себя на коне – забраться на казачий тренажер. Слева от Шолохова в парчовых нарядах играли представители Государственного музея музыкальной культуры Азербайджана, а впереди китайцы рекламировали свой Запретный город.
Такая солянка из жанров и направлений случалась на каждом шагу: помимо тесноты, вторая проблема форума – отсутствие всякой логики в размещении участников. Статусные хранилища национальных ценностей здесь смешивались с музеями-аттракционами (атомные ледоколы, зоопарк, планетарий, музей кошки).
Впрочем, такова сегодня очень обнадеживающая тенденция: музеи уже не коллекторы пыльных исторических экспонатов, они – чуткие барометры духовных запросов. А запросы велики – от музеев памяти жертв репрессий до экспозиции «Мое советское детство» в Каргополье (с пионерскими галстуками, флагами и чебурашками).
Иногда музей дает смысл существования целому селу или даже городу. И что особенно приятно, этот музейный бум очень поддерживают частные коллекционеры и меценаты. Почти за каждым остроумным проектом, представленным в регионах, стоит свой частный спонсор.
Между тем, одной из главных тем, которая поднималась на смотре, стала не проблема финансирования, а работа со сложными группами посетителей, с людьми «ограниченных возможностей». Тон в этом деле задавали Музеи Кремля и Третьяковка, которые показали макеты произведений для осязания – теперь архитектуру и декоративное искусство смогут оценить слабовидящие дети и взрослые. Правда, приз в этой номинации взяла Гатчина как раз за «Ощущение дворца» – интерактивную экскурсию по шедевру екатерининского времени.
Если говорить о призах, с помощью которых устроители «Интермузея» решили подогреть интерес к событию, они носили довольно заковыристые и специфические формулировки. Это не были просто «лучший музей» или «лучшая выставка». А, например, «Лучший проект по презентации и интерпретации материального и нематериального культурного наследия».
Таковым оказалась выставка «Борис Годунов» в Кремле. Или «Лучший проект, направленный на социальное взаимодействие» – этим титулом отмечена работа Ярославского музея-заповедника.
Видимо, уже во время смотра были придуманы и другие номинации для поддержки фаворитов среди музейного сообщества. Так, за «Лучший проект непрофильного объекта экспонирования» (что бы это ни значило) награжден атомный ледокол «Ленин», а «За серию выставок одного художника» диплом вручили совсем свежему Музею АЗ (Анатолия Зверева).
Случались и милые казусы. Так, премией Министерства культуры была награждена Наталья Самойленко, которую само же министерство уволило с поста директора «Царицыно», а теперь поощряет как замдиректора бывшей Ленинской библиотеки (нынешней РГБ).
Приз «За лучшую авторскую программу по работе с посетителями» получила не кто иной, как Ирина Антонова, президент ГМИИ. Когда госпожа Антонова вспорхнула на сцену, зал разразился бурной овацией. Понятно было, что речь идет о награде «за честь и достоинство». Ни для кого не секрет, что главной ценностью и главными экспонатами в наших музеях являются их самоотверженные сотрудники.