Posted 22 мая 2016,, 11:08

Published 22 мая 2016,, 11:08

Modified 8 марта, 02:56

Updated 8 марта, 02:56

Сергей Женовач поставил спектакль по повести Виктора Некрасова

Сергей Женовач поставил спектакль по повести Виктора Некрасова

22 мая 2016, 11:08
Сергей Женовач поставил спектакль по повести Виктора Некрасова

В Студии театрального искусства показали премьерный спектакль «Кира Георгиевна» по произведению Виктора Некрасова.

Повесть «Кира Георгиевна» Виктора Некрасова была напечатана в «Новом мире» в 1961 году. Критики ругали ее за мелкотемье. Старая большевичка сетовала на страницах газеты, что не хотела бы, чтобы о советских женщинах судили по некрасовской героине. Одна из рецензий называлась «Попрыгунья»… Определенное сходство с рассказом Чехова, безусловно, присутствует. При желании можно даже представить скульптора Киру Георгиевну, идущую по жизни, следуя импульсам мгновенных желаний, – внучатой племянницей легкомысленной чеховской дилетантки, ищущей в жизни «яркости» и «колорита».

Да и сам автор Виктор Некрасов осуждал свою героиню не менее строго, чем Чехов – свою. Не прощал ей ни крашеных волос, ни свитерков в обтяжку, ни внезапного легкого романа с мальчиком-натурщиком Юрочкой. Но главное – не мог простить Кире Георгиевне ее предательства первого мужа, посаженного в 1937 году. Получив после ареста его письмо, где он возвращал жене свободу, Кира Георгиевна сумела переступить боль, растерянность, любовь и жить дальше. Пережить войну, выйти снова замуж за пожилого, доброго и любящего ее художника. Сумела хобби превратить в профессию и призвание.

В отличие от гипотетической «внучатой тетки» жизнь некрасовской героине выпала советская, нелегкая – с войной, лишениями, с допросами в НКВД.

Для Сергея Женовача, вообще мало склонного к прокурорской позиции в искусстве, сердечная сумятица, в которой живет Кира Георгиевна, – повод не столько осудить, сколько пожалеть.

Киру Георгиевну играет Мария Шашлова – неотразимо женственная в каждом движении, в каждой модуляции хрипловатого голоса. Рыжеволосая, гибкая, с чуть припухшими, как после долгих поцелуев, губами, ее героиня поднимается среди разбросанных простыней и подушек. Начинает свою историю. Отбросив самые «разоблачительные» авторские инвективы (вроде долгого сидения в ресторане перед первой ночью с Юрочкой), Сергей Женовач доверяет все неприятные для героини авторские размышления произносить ей самой.
Кира Георгиевна (Мария Шашлова) сама судит и свое легкомыслие, и свою дрожь в коленях, и свою неумышленную жестокость по отношению к немолодому и нездоровому супругу. Но что поделаешь, если жажда жизни рвется из самых глубин ее женского естества. Если новая любовь приходит внахлест со старой. Если память настигает и опрокидывает, и ты оказываешься бессильной перед вдруг возникшей первой любовью...

В центре малой сцены – матрас. Зрители сидят вокруг него, рассаженные, как вокруг ринга. За спинами – узкие проходы с расставленными тумбочками-столиками с закусками и бутылками. Сценограф Александр Боровский превратил малую сцену в обжитое комнатное пространство очень конкретных отечественных 1950-х годов – с узнаваемой «бабушкиной» посудой, стаканчиками, новогодней елочкой с крошечными игрушками…

Зрители тут – соглядатаи за чужой страстью (читай душой). Вывертываешь шею, чтобы подглядеть, что там? За твоей спиной.

Трое мужчин Киры Георгиевны и вторая жена ее первого мужа сидят среди зрителей до тех пор, пока луч света не вызовет «на ковер» судьбы. Не только их одежда – «оттуда», но кажется «оттуда» чудом вышли и сами исполнители. Юрочка (Андрей Назимов) – спортивный, скуластый – с такого можно лепить мальчика с веслом. Как он смущается в разговоре с ученым мужем Киры Георгиевны, как вспыхивает румянцем, когда общается с вернувшимся из лагерей бородатым Вадимом. Вадим (Дмитрий Липинский) тут влюблен в свою первую жену до завороженности. Принимает ее целиком, со всеми мелкими опасениями, со всеми налипшими за жизнь ракушками. Тихо, без жалоб жертвует ей самым дорогим – расстается с сыном и второй, такой преданной женой Марусей.
Маруся (Полина Пушкарук), скуластая, юная, так трогательна в своей самоотверженности, в своей гордости, в своем желании скрыть неприязнь к этой рыжеволосой разрушительнице ее семьи… Кира Георгиевна несколько раз повторит, допрашивая свою совесть: «почему я не смогла посмотреть ей в глаза?» Вина же перед мужем столь огромна, что ни слов, ни сил просто нет…

Сергей Качанов играет человека старого, мудрого и любящего. Любящего не так жадно и по-юношески ревниво, как Юрочка. Не так уверенно в своем праве и силе, и в ответном чувстве Киры, как Вадим. Любит суеверно, нежно. Жена для него не главное в жизни, но сама его жизнь. Лежа после инфаркта, первое, что спрашивает: как отдохнула, Кира?

Тут сердце сжимается не только у Киры – у всего зала…

История из давних лет бабушек и прабабушек вдруг оказывается твоей и личной. Чувство вины и раскаяния, боли из-за причиненной тобой боли, – кто сумел избежать их в своей судьбе?

Кира опускается на колени, утыкается в мужнину грудь, а он тихо и робко гладит ее золотую непутевую голову.

"