Posted 19 мая 2016, 13:17
Published 19 мая 2016, 13:17
Modified 8 марта, 02:57
Updated 8 марта, 02:57
Лига безопасного интернета в четверг, 19 мая, опубликовала на своем сайте рекомендации по освещению суицидов в СМИ. В частности, эксперты советуют сообщать о них как можно реже, кратко, нейтрально и без крупных заголовков. Также рекомендуется избегать романтизации, героизации и оправдания суицидентов. По мнению организации, самоубийц не стоит представлять как «страдальцев», а их поступки связывать с ухудшением условий жизни, болезнями, банкротством, провалом на экзамене, сексуальным насилием. Суициды следует оценивать отрицательно. А вот последствия незавершенных суицидальных попыток лучше освещать как можно подробнее.
Необходимость рекомендаций связывают с тем, что неверная подача информации о самоубийствах «может настроить на суицидальное поведение большее число людей», – цитируется на сайте организации руководитель Патриаршего Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский. По его наблюдениям, число суицидов среди читателей или зрителей СМИ при увеличении числа сообщений о них возрастает.
Рекомендации (всего в них 12 пунктов) разрабатывала группа из десяти психиатров, психологов и лингвистов. Они рекомендуют «пользоваться достоверными и надежными источниками информации, опираться на факты; избегать обобщений, основанных на неполных данных», с осторожностью использовать статистику, не упрощать, по возможности обращаться за комментариями экспертов.
«Важно учитывать, что непосредственный повод или предполагаемый мотив не всегда отражают подоплеку суицида. В подавляющем большинстве случаев самоубийство становится следствием не единственного фактора или события, а сложного сплетения множества причин», – указывают авторы рекомендаций.
Также они советуют «избегать широкого тиражирования и чрезмерного повторения новости, связанной с суицидом», избегать упоминаний самоубийств в заголовках, меньше привлекать внимания к резонансным суицидам, например, знаменитостей, «а также к особым, относительно редким случаям, в частности, групповым самоубийствам подростков». Кроме того, «сообщения о самоубийствах должны быть по возможности краткими»
В освещении суицидов недопустимы также сенсационная тональность, романтизация, идеализация и оправдание самоубийства: Авторы рекомендаций также подчеркивают, что «при противоположной, отрицательной оценке суицида в СМИ подражательный эффект обычно многократно уменьшается».
«Не следует трактовать суицидальное поведение и как естественную реакцию на текущие социальные и культурные перемены, ухудшение условий жизни общества, а также как способ решения личных проблем – таких, как болезнь, банкротство, провал на экзамене, сексуальное насилие», – советуют в Лиге безопасного интрнета. Создавать вокруг суицида «атмосферу таинственности, говорить о его необъяснимости, непостижимости и загадочности» – тоже плохая идея, уверены эксперты.
О месте, орудии суицида и обстоятельствах его приобретения организация тоже советует умолчать, а от их фотографий – отказаться. Не следует также цитировать предсмертные записки и называть отличительные черты суицидента, среди которых – «имя, возраст, национальность, адрес, по которому проживал суицидент, место работы или учебы и т.п., профессия». «Это может провоцировать подражательное суицидальное поведение в тех группах, которые могут себя идентифицировать с суицидентом», – говорится в рекомендации. Освещение похорон, интервью с близкими самоубийцы и в целом драматизация произошедшего могут «навести потенциальных жертв на мысль, что суицид может быть эффективным средством привлечения внимания или мести».
Вместо подборок статей схожей тематики в конце интернет-публикаций про суициды Лига безопасного интернета советует ставить ссылки на ресурсы поддержки, указывать телефоны доверия, контакты кризисных центров и «учреждений психического здоровья».
Освещать суициды надо сдержанным языком: «Недопустима яркость, красочность, лексическая и эмоциональная выразительность», а также «сравнения, метафоры, гиперболы, литоты, ирония, фразеологизмы, риторические восклицания или вопросы».
В частности, от выражений «эпидемия самоубийств», «волна самоубийств» лучше отказаться. Слово «самоубийство», которое «болезненно воспринимается семьей погибшего», советуют заменять на «более нейтральное для русского слуха «суицид». Также не следует называть несмертельную попытку самоубийства «неудачной», «неуспешной»: «Неудавшаяся попытка» означает, что самоубийство можно назвать успехом или удачей».
Что следует освещать красочно и подробно, так это последствия незавершенных суицидов, считает Лига безопасного интернета: это травмы, вероятные социальные проблемы и «прочие страдания». «Это может стать профилактикой суицидального поведения читателей», – настаивают в организации.
Сообщения о суициде или попытке суицида «целесообразно сочетать с сообщениями о мужестве, жизненной стойкости, преодолении трудностей», – рекомендуют специалисты. При этом «позитивному» контенту (например, о достижениях спортсменов с ограниченными возможностями) лучше перевешивать по размеру «негативный».
И «ни в коем случае нельзя подавать суицид как обыденное явление», – считает организация, приводя в пример фильм Франсуа Трюффо «Нежная кожа», где герой выражает недовольство, что метро встало из-за суицида, и он опаздывает.
Лига безопасного интернета приводит данные Росстата, по которым ежегодно в России сводят счеты с жизнью 24–26 тысяч человек, из них 1,5 тысячи – это дети.
«Проблема имеет угрожающие масштабы. Учитывая еще и информационный фон последних дней, имею в виду резонансные публикации в ряде СМИ о суицидальных группах в соцсетях, мы считаем рекомендации от ведущих экспертов в этой области очень своевременными», – заявляет директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов.
Напомним, ранее аналогичные рекомендации подготовил Роспотребнадзор. Это произошло по итогам скандала, когда порталу «Православие и мир» вынесли предупреждение за новость о самоубийстве онкобольного. Рекомендации были гораздо более лаконичными и в целом сводились к ограничению остроты, детализированности и количества сообщений о самоубийствах.
Помимо того, что рекомендует Лига безопасного интернета, в Роспотребнадзоре советовали также «не допускать пренебрежительного, шутливого и обесценивающего тона». Также там рекомендовали предоставлять «сбалансированную картину жизни умершего, описывая проблемы наряду с успехами и победами».
В Лиге безопасного интернета советы ведомства раскритиковали. «Роспотребнадзор привлек к разработке этого важного документа неких анонимных людей, личности которых не раскрывает. Рекомендации в некоторой степени повторяют отдельные пункты аналогичных рекомендаций ВОЗ, но принципиально важные моменты из них выпали. Отдельные советы в проекте Роспотребнадзора противоречат друг другу и даже здравому смыслу», – цитируется на сайте Лиги психиатр Михаил Хасьминский.
Лига безопасного интернета – организация, созданная в 2011 году предпринимателем Константином Малофеевым. Ему принадлежал инвестфонд Marshall Capital, известный в том числе тем, что в нем успел поработать будущий лидер самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай (сведения о том, что должность в Marshall Capital занимал также Игорь Стрелков, Малофеев в интервью отрицал).
Малофеев известен также как председатель Совета директоров группы компаний «Царьград», учредитель Фонда святителя Василия Великого (помогавшего населению Донбасса и казачьим частям, воевавшим на стороне сепаратистов). Предприниматель является также членом Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства.
Малофеев упоминался в прессе как конкурент основателя соцсети «Вконтакте» Павла Дурова: якобы Малофеев начал информационную атаку на Дурова с целью заставить его продать себе соцсеть. Другие скандалы, связанные с ним, касались уголовного дела о хищении кредита у ВТБ и поддержки европейских ультраправых.
Сама Лига безопасного интернета была создана, как указывается на ее сайте, «для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети». Организация знаменита прежде всего разработкой законопроекта, благодаря которому в России появился так называемый «черный список» сайтов. С его появлением возник институт блокировок страниц, распространяющих «пропаганду суицида», детскую порнографию, наркотики, а также экстремистские призывы.
Лигу поддерживают Минкомсвязи, МВД РФ и комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. В ее состав входят крупнейшие российские компании в сфере связи и информационной безопасности. Среди попечителей организации – помощник президента РФ Игорь Щеголев, глава Центра информационной безопасности ФСБ Андрей Герасимов, сенатор Елена Мизулина, глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, телеведущий Петр Толстой, чиновники силовых структур.
Напомним, ранее «Новая газета» опубликовала расследование, касавшееся серии самоубийств подростков в разных городах России. По мнению издания, детей целенаправленно доводили до суицида манипуляроты, действовавшие в закрытых группах в соцсети «Вконтакте». Текст вызвал огромный резонанс и шквал как критических, так и благодарных отзывов.