Posted 19 мая 2016,, 12:15

Published 19 мая 2016,, 12:15

Modified 8 марта, 02:58

Updated 8 марта, 02:58

В Пушкинский музей из Парижа доставили африканские маски и статуи

В Пушкинский музей из Парижа доставили африканские маски и статуи

19 мая 2016, 12:15
В Пушкинский музей из Парижа доставили африканские маски и статуи

Выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки» – тот парадоксальный случай, когда в Москву привозят шедевры, оценить которые нам довольно сложно. Музей Бранли в Париже считается одним из самых важных и продвинутых музеев, владеющих произведениями народного творчества некогда колониальных стран. С ним у ГМИИ теперь подписано соглашение о тесном сотрудничестве. Однако там, где французы без труда усматривают культурные коды и перетекание художественных форм из фольклора в ХХ век, мы видим только экзотику. Маски пустыми глазницами взирают из темноты витрин, страшные духи охраняют ящики и сосуды, где когда-то хранился прах предков.

Изначально выставка анонсировалась как диалог африканских масок и статуй с картинами модернистов (Пикассо, Матисса, Дерена). Но конголезские духи взяли свое и единолично царят в залах нового здания Пушкинского. Это как если бы мы доставили в Париж наличники и лобовые доски с русалками и львами, оставив западного зрителя один на один со всеми этими знаками и символами загадочной русской души.

Впрочем, французы со свойственной им элегантностью представили искусство самого центра Африки, которому насчитывается более четырех тысяч лет. Здесь всего три раздела: маски в форме сердца, реликварии (коробки и корзинки с прахом знаменитых предков, которые оберегают статуи-духи), изображения женщин как прародительниц рода. Такое богатство форм от гротескно реалистичных до абстрактных, такая эмоциональная сила (далеко не светлая), такой драматизм, спаянный с минимализмом, – вот тут и понимаешь, что весь ХХ век питался именно этими образами, где отвергнута греческо-римская красота, где искусство погружено в магию и берет на себя все беды, пороки и ужасы жизни, чтобы избавить от них человека в реальности. Это вам не сусальные кокошники с подносами и шалями – китчевые отзвуки язычества. Здесь все оголено в прямом и переносном смысле. И тут бы кураторам усилить присутствие на выставке нашей современности. Но они остановились на этнографии, дав лишь затравки в некоторых залах. Урок, между тем, совершенно очевиден: для нас это искусство будущего, искусство того язычества, которое активно культивируется техногенной цивилизацией.

"