В четверг, 19 мая, коллегия присяжных Верховного суда Чечни признала двух граждан Украины - Николая Карпюка и Станислава Клыха - виновными в участии в чеченской войне на стороне боевиков.
Суд счел доказанным, что подсудимые воевали против федеральных войск во время чеченской кампании 1994-1995 годов в составе подразделения «Викинг» и виновны в гибели и ранении нескольких десятков российских солдат. По версии следствия, Карпюк и Клых, являясь участниками УНА-УНСО (Украинская народная ассамблея – Украинская национальная солидарная организация, запрещена в России с 2014 года), во время первой чеченской кампании создавали на Украине группы для участия в боях против российских войск за независимую Чечню.
По документам следствия, бок о бок с ними сражались «Тягнибок Андрей, Ярош Дмитрий, Яценюк Арсений, Музычко Александр Иванович по прозвищу Сашко Билый, Корчинский Дмитрий» - все они сейчас (кроме убитого Музычко) являются значимыми украинскими политиками.
Ключевым свидетелем обвинения был украинец Александр Малофеев, якобы участник того отряда украинских националистов. Малофеев, больной СПИДом, был осужден еще в 2009 году на 23 года колонии за разбой и убийства. В сентябре 2015 года его осудили в особом порядке в Чечне, и суммарно его срок составил 24,5 года.
Один из защитников Карпюка и Клыха Илья Новиков в беседе с «НИ» отмечал абсурдность дела. Адвокат называл тот факт, что в деле фигурирует Яценюк, «подарком для защиты»: «Нынешнему премьеру Украины тогда было чуть больше двадцати лет, он учился на юрфаке и явно не мог ездить в Чечню. А если удастся доказать, что не было в деле Яценюка, то снимется весь сюжет дела».
17 мая обвиняемые выступили с последним словом. Клых сказал, что никогда до нынешнего судебного процесса в Чечне не был и ни в каких боях не участвовал. По словам Карпюка, его судят не за события 20-летней давности, а за то, что «он украинец и за то, что Россия сделала его родине сейчас».
Оба подсудимых рассказали о применяемых к ним пытках, которые в случае Клыха могли отразиться на его психическом здоровье. Так, Карпюк рассказал, что его пытали током, заставляя таким образом подписать признательные показания. Клыха, по его словам, также пытали током, пишет «Медиазона», подвешивали и не давали спать. Помимо этого ему давали какую-то жидкость, после которой у него начались галлюцинации. На нескольких заседаниях Клых вел себя неадекватно, ругался и оскорблял судью. Однако эксперт, делавший психиатрическое освидетельствование, заключил, что он вменяем.
К слову, во время оглашения вердикта Карпюк спокойно слушал приговор, а Клых читал газету и не обращал внимания на происходящее.