Треть получателей детских пособий – далеко не бедные люди, которые могли бы обойтись без этих выплат, при этом 41% семей, нуждающихся в господдержке, вынуждены справляться с безденежьем своими силами. Такие результаты представлены в докладе сотрудника лаборатории экономических исследований Центра фундаментальных исследований (ЦФИ) НИУ ВШЭ Анны Филипповой. В исследовании использовались данные мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за двенадцать лет наблюдений – с 2003 по 2014 годы.
В России до сих пор нет единой базы данных по пособиям, выплачиваемым в регионах. Кроме того, согласно результатам исследования, сейчас все меньше домохозяйств проходят проверку нуждаемости, обязательную для назначения ряда региональных детских пособий. И в системе выплаты такой госпомощи есть «провалы и утечки», которые с каждым годом только усиливаются.
Тем более, что размер среднего пособия для детей до полутора лет с 2003 по 2014 год серьезно вырос. Как отмечает автор исследования, это связано с резким повышением в 2007 году выплат по беременности и родам (их максимальный размер увеличился с 16 125 до 23 400 рублей) и по уходу за ребёнком (с 700 до 1500–6000 рублей).
Однако по-прежнему выплаты даже малообеспеченным семьям могут только снизить риск их бедности, но не вывести из этого состояния. Повысить эффективность пособий, по мнению эксперта НИУ ВШЭ, можно, если перевести «пособия для детей от полутора лет на стопроцентно адресную основу с концентрацией в наиболее нуждающихся семьях».
При этом выплаты, которые составляют ничтожную часть от доходов семей, нужно или отменить, или изменить так, чтобы они направлялись на поддержку именно бедных семей с детьми, считает автор исследования.