Музыка
15 мая в Большом зале Московской консерватории пройдет юбилейный концерт композитора Игоря Райхельсона «И классика, и джаз». В вечере примут участие Юрий Башмет и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Игорь Бутман c Московским джазовым оркестром, скрипачи Сергей Крылов и Екатерина Асташова, камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Игоря Райхельсона называют одним из ведущих современных композиторов-неоромантиков. Его мелодичная, экспрессивная музыка пользуется популярностью во всем мире. В основе его творчества — сочетание джаза и классики.
Участие Юрия Башмета и Игоря Бутмана в предстоящем концерте неслучайно. Старые добрые друзья, творческие партнеры они не раз выступали на одной сцене и исполняли произведения Райхельсона. Также неслучайно и название юбилейного вечера. «И классика, и джаз» - это история композитора, талант и гений которого преодолевает стилистические условности, даря миру неповторимые уникальные произведения.
Знакомство с Юрием Башметом, стало для Райхельсона началом большой совместной творческой деятельности. Для Башмета, признанного одним из величайших альтистов мира, Игорь Райхельсон написал несколько произведений. В 2003 году было написано «Адажио для альта и струнного оркестра», впервые исполненное в Карнеги Холл. Позже композитор посвятил Юрию Башмету «Senza Volta», написанную для скрипки, альта и виолончели с оркестром.
Игорь Райхельсон одинаково предан и классике и джазу. Именно благодаря привязанности этим двум музыкальным направлениям в свое время возникла идея их соединить в новых произведениях. В 2005 году была написана Джазовая сюита, исполненная Юрием Башметом и Игорем Бутманом в сопровождении камерного оркестра «Солисты Москвы» и Big Band Jazz Orchestra.
Как сказал Юрий Башмет о своем друге: «Он обладает совершенным мастерством и классической и джазовой идиом… на редкость индивидуальное смешение стилей поднимает его музыку над произведениями других композиторов, работающих в жанре, который называется кроссовер».
По сей день, Игорь продолжает свою успешную композиторскую карьеру и залог успеха маэстро тонкое музыкальное чутье, лиричность и мелодизм, бережное отношение к музыкальным традициям мировой классической музыки.
В концерте, который организован к 55-летию маэстро, прозвучат его произведения, а также произведения Леонарда Бернстайна, Сергея Рахманинова и других композиторов.
Выставки
По 25 июня в Галерее Классической Фотографии проходит выставка фотографа Славы Баранова CENTRAL PARK.
Экспозиция CENTRAL PARK – особый взгляд фотографа-интеллектуала на современную жизнь одного из самых крупных экономических и политических центров мира. С первого снимка автор помещает зрителя в самую гущу этого загадочного и – уверен фотограф – не до конца изученного географического места. Даже старожил Манхеттена, заехавший в Сеntral Park на ланч, каждый раз словно попадает сюда впервые, открывая новые закоулки, тропинки, целые моря и океаны ощущений – не столько во внешнем окружении, сколько во внутреннем, погружаясь в собственные сиюминутные воспоминания, страхи, мечты, надежды.
В проекте Славы Баранова Нью-Йорк – вполне шекспировский город по замыслу страстей и размаху декораций. Символ «город-джунгли» стал уже архаичным. Среди мегаполисов мира Нью-Йорк с его Central Park – традиционный символ джунглей нынешней цивилизации. Он – центр Нью-Йорка, его сердцевина.
Выставку составят более полусотни черно-белых фотографий, выполненных технике серебряно-желатиновой печати с последующим нанесением текстов сонетов Уильяма Шекспира. Важно - все фотографии авторские и существуют в единственном экземпляре.
«Синтез текста и изображения относит поиски Баранова к известным «фотописным» экспериментам Эль Лисицкого, А. Родченко и В. Степановой. При этом автор никогда не выдвигает текст на доминирующие позиции, а его в узорных арабесках рисунка, оставляя тексту функции суровой нити, сшивающей отдельные фрагменты в мощное эпическое полотно. На нём даже современные города выглядят запутанным текстом, наполненным сокровенным смыслом. В изображения внесены шекспировские строки на языке оригинала. На фотографиях серии Central Park текст становится универсальной формулой толпы и ее общим криком или молчанием, если толпа, как на фотографиях, безмолвствует. Текст уравновешивает графический рисунок, внося символический элемент трехмерности. Вместе они образуют нечто большее, чем просто: текст и картинка. Здесь мы имеем дело с визуально-вербальной формой, которая шире и интереснее первоисточника», – отмечает американский критик Alise Hanse.
С тем, на какой территории находится творчество Славы Баранова, по словам критиков фотографии, невозможно запутаться: его отношения со временем строятся на признании фотографом идеи вечности. Он исследует эту идею, находя новые объекты, экспериментируя с техникой, сознавая необходимость медленного и осторожного движения, рассказывает искусствовед Ирина Чмырева. По её словам, в современном глобальном культурном пространстве возможно определить фотографа Славы Баранова как emerging artists: фотограф-открытие, фотограф – восходящая звезда, фотограф-Персона, со своим, отличным от мейнстрима момента видением и направлением.
«Фотография – вещь безжалостная, – говорит сам Слава Баранов. – Выравнивая своей неподвижностью живое и неживое, она выводит, если прибегнуть к марксисткой терминологии, на потребительский рынок новый товар – возможность осмысленной жизни. Нельзя подзабыть ненужное, поправить непоправимое. Да и цивилизация, мне кажется, в последние десятилетия, повинуясь самосохранению, хочет вернуть изображению механические функции, путаясь в дебрях знаковых систем».
Музейный гид приглашает на Форум без границ
Сегодня стартует форум «Музейный гид» − серия мероприятий, представляющего ежегодные итоги программ Фонда по поддержке культуры по развитию музейной сферы. Форум пройдет в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в рамках главного события музейного календаря России − фестиваля «Интермузей». Тема форума − «Музеи без границ. Социальная миссия музея в пространстве мультикультурного диалога». Каждый из четырёх дней форума посвящён более специальным темам, характеризующим социальную миссию музея: «Идентичность», «Территория», «Контакт» и «Язык».
Содержательным центром Форума станет Дискуссионная площадка – здесь пройдут основные публичные события. Старт работе площадки даст открытое интервью генерального директора Благотворительного фонда В.Потанина Оксаны Орачевой. Следом состоится подиумная дискуссия о том, как найти и сохранить собственное лицо музея. Ведущей дискуссии «Матрица музея. Культурные институции в поиске идентичности», в которой примут участие директора известных музеев Москвы, Тольятти, Владивостока, выступит Ксения Чудинова, директор по внешним связям проекта «Сноб».
Непосредственный, живой опыт руководителей российских музеев будет представлен в течение всего Форума в формате «директорских диалогов» - серии парных выступлений на актуальные темы. Так, о новых стратегиях старых музеев расскажутЗельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, и Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; о культурной политике и политической культуре будут дискутировать Анна Гор, директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород), и Юлия Тавризян, директор Пермской художественной галереи (Пермь), о литературе в музее поговорят Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея, и Петр Мансилья-Круз, директор Музея Михаила Булгакова.
2016 год является перекрестным Годом культурного туризма Россия-Франция. Программа Форума предусматривает цикл мероприятий с участием представителей французских музеев. Как формируются коллекции современного искусства во Франции и в России? Этот вопрос станет темой семинара дискуссии, экспертами которой выступят Бланш Гринбаум-Сальгас, почетный главный куратор музеев и культурного наследия Франции, и Михаил Миндлин, директор Государственного центра современного искусства (модерирует дискуссию Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Аннабель Тенез, куратор Регионального музея современного искусства (Рошешуар, Франция) поделится практическим опытом включения предметов современного искусства в коллекции традиционных музеев. Анн-Клэр Ларон, директор Музея кружева и моды, Музей изящных искусств (Кале, Франция) обсудит музейный потенциал моды и текстиля с коллегой из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Екатериной Рычковой (создателем проекта «Биеннале инновационного текстиля»).
Международная часть Форума не ограничится Францией. Темы, актуальные для мирового музейного сообщества, будут представлены двумя событиями с участием Эрика Схилпа, специалиста по стратегическому планированию, инновациям и бизнес-решениям в искусстве, культуре и работе с наследием, председателя совета Голландской национальной портретной галереи и членом Наблюдательного совета в Stadsherstel Amsterdam NV (Амстердам, Нидерланды). Он прочтет лекцию «Трансформация музеев - импульс, инерция, программа» и выступит модератором дискуссии «Фотографировать в музее?»
Впервые на площадке форума пройдет командная игра для музейщиков, с целью помочь им в разработке комплексной стратегии или отдельных направлений деятельности музея. Более 100 карт с вопросами для «внутреннего аудита» и «подсказками» — трендами, рисками и лучшими практиками. Ведущие – Эрик Схилп и Джаспер Виссер, международный эксперт по внедрению инноваций в культурных институциях и технологиям вовлечения аудитории (Амстердам, Нидерланды).
Местом проведения мастер-классов, образовательных семинаров и практикумов станет площадка Лаборатории Музейного гида. Участников ждут деловая игра по представлению в музее личных историй, мастер-класс по музейному пиару, семинар по музейному дизайну, руководство по созданию интернет-ресурсов для музея, практикум по использованию света в музее и множество других событий.
Подробная программа – на сайте museumguide.ru.