О художественных интересах участников конкурса и охвате современной действительности свидетельствует перечень героев отобранных фильмов и возникающих перед ними трудностей. Нейрохирург, который так опасается впасть в «овощное» состояние, что просит подругу сделать ему в этом случае смертельную инъекцию («Врач» Гоши Куценко); писатель, узнающий, что через место, на котором стоит его дом, планируется проложить автотрассу («Год литературы» Ольги Столповской); провинциальный киномеханик-кинофанат, чье место работы власти хотят отдать под магазин, затевает авантюру с похищением кинозвезды («Огни большой деревни» Ильи Учителя); водитель скорой помощи, в жизнь которого неожиданно вторгается маленькая девочка («Иван» Алены Давыдовой); профессиональный вымогатель долгов, который становится объектом шантажа («Коллектор» Алексея Красовского); выпавший из профессии из-за травмы знаменитый танцовщик, пытающийся вернуться в театр в роли постановщика («После тебя» Анны Матисон).
А вот и женщины: паспортистка в аэропорту, которой после исчезновения любовника начинают сниться вещие сны криминального характера («Разбуди меня» Гийома Проценко), и еще две девушки с метаморфозами – Наташа из «Зоологии» Ивана И.Твердовского и Таня из «Я умею вязать» Надежды Степановой.
Затем мальчики: робкий юноша, на глазах превращающийся в манипулятора, способного внушить другим, что черное – это белое («Ученик» Кирилла Серебренникова»); другой ученик, у которого голова идет кругом от свалившихся проблем и которому делает неожиданное предложение директор школы («Хороший мальчик» Оксаны Карас); гастарбайтер, мечтающий стать актером и попадающий в круговорот взаимоисключающих обстоятельств («Чужая работа» Дениса Шабаева), корректор ихтиологической энциклопедии, который во время дальнего заплыва встречает некую Хелену, меняющую его представления о море и мире («Рыба-мечта» Антона Бильжо), и, наконец, псевдоученый, предсказавший конец света и убедивший кассиршу и остальное человечество в том, что она должна стать матерью Спасителя («Человек из будущего» Романа Артемьева). При этом стоит отметить обилие перекличек внутри конкурса, а также полное отсутствие как обращений к прошлому, так и злободневных тем.
Во внеконкурсную программу фестиваля традиционно входят ночные сеансы на площади перед Зимним театром, где все желающие смогут увидеть последние хиты российского проката – «День выборов-2», «Иван Царевич и серый волк-3», «Самый лучший день», «СуперБобровы», «Экипаж» и другие. К ним примыкают «Ночь пожирателей рекламы» и показ короткометражек с ежегодного благотворительного вечера Action!, в числе которых сюжеты Ренаты Литвиновой, Федора Бондарчука, Авдотьи Смирновой, Владимира Хотиненко и Бориса Хлебникова. Особым событием 27-го «Кинотавра» станет специальный показ «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, приуроченный к 20-летию его триумфальной премьеры в том же «Зимнем» и совмещенный с вручением автору почетного приза за вклад в кинематограф, отмеченный международным зрительским успехом, многочисленными фестивальными наградами и двумя номинациями на «Оскар».
Деловая часть фестиваля включает пробный рынок проектов выпускников киношкол «Вечный двигатель», на котором предложения продавцов своего товара столкнутся со спросом потенциальных покупателей, и эта встреча позволит сделать выводы насчет того, насколько адекватно нынешнее кинообразование в целом вызовам современности и какая из образовательных институций наиболее им соответствует.
Кроме того, журнал «Искусство кино» вместо привычных тематических дискуссий предлагает новую форму осмысления кинопроцесса – в поединках между его главными позиционерами: продюсерами, режиссерами, прокатчиками, показчиками и фестивальными отборщиками.