В Пхеньяне слегка приоткрыли железный занавес. Работу съезда, который продлился семь дней, освещали более сотни журналистов из разных стран. Однако, как жалуется корреспондент CNN и другие представители зарубежных СМИ, на сам съезд их так и не пустили. Огромный Дворец культуры, куда со всех уголков Северной Кореи съехалось более 3400 делегатов, им разрешили снимать лишь с противоположной стороны улицы и лишь в первый день работы съезда. Всю информацию они были вынуждены черпать из сообщений государственных СМИ.
Считается, что Ким Чен Ын созвал съезд для дальнейшего упрочнения своего положения и власти. В это нелегко поверить, но молодой вождь, как выяснилось, обладает еще не всеми мыслимыми и немыслимыми титулами. Ын находится у власти уже почти 4,5 года, но, как выяснилось, до съезда он еще не был председателем Трудовой партии Кореи (ТПК), а только ее первым секретарем. Это упущение съезд исправил – делегаты единодушно выбрали вождя председателем правящей партии.
Трехчасовое выступления Ына транслировали все государственные СМИ. А других в стране и нет. Верховный лидер внес на рассмотрение делегатов пятилетний план развития Северной Кореи. Он был принят, как нетрудно догадаться, единогласно.
Главная задача пятилетки – попытаться возродить рассыпающуюся экономику КНДР. Проблем перед Северной Кореей сейчас стоит очень много, однако ознакомление с планом, по крайней мере в том виде, в каком его дают государственные СМИ, несколько удивляет. Главным образом отсутствием конкретных деталей и глубоких реформ, а также обилием общих слов и фраз. Ын призвал коммунистов энергичнее работать над дальнейшим развитием автоматизации производства и механизации сельского хозяйства, где еще очень высок процент ручного физического труда.
Глава КНДР потребовал увеличить добычу угля, от которого сейчас постепенно отказывается даже Китай. Прозвучало и требование увеличить выработку электроэнергии. Ее нехватка – один из самых трудных из многочисленных дефицитов на севере Корейского полуострова. Даже в столице электроэнергию дают на несколько часов утром и вечером. Ын говорил не только о традиционных источниках энергии, но и о возобновляемой энергии, а также об атомных электростанциях.
Несмотря на ужесточение санкций ООН, вызванных продолжающимися ядерными испытаниями и запусками ракет, лидер Северной Кореи считает, что страна должна наращивать экспорт сырья. Он неоднократно вспоминал модель развития и идеологию «чучхе», в основе которой лежит самодостаточность, но в то же самое время говорил о желании увеличивать внешнюю торговлю.
Большую часть времени Ким Чен Ын уделил борьбе с внешними угрозами, а также описанию достижений страны и ТПК за треть века, миновавшие с последнего съезда партии. Достижения действительно есть. Центробанк КНДР утверждает, к примеру, что экономика Северной Кореи последние три года росла примерно на 1% в год.
Успехи и перемены заметны даже невооруженным глазом. По крайней мере в Пхеньяне. На столичных улицах значительно прибавилось машин, в том числе и иномарок. Резко увеличилось число кафе и ресторанов, а также людей, не только одевающихся в полном соответствии с западными стандартами моды (например, джинсы), но и имеющих смартфоны и другие электронные гаджеты.
С необходимостью и дальше повышать уровень жизни северных корейцев Ким Чен Ын увязал одновременное продолжение работы над ядерной программой. «Эта политика – не временный ответ на изменяющуюся ситуацию, – цитируют Ына северокорейские СМИ. – Это политическая линия, которой следует придерживаться все время».
Впрочем, лидер КНДР пообещал с трибуны съезда первым не применять ядерное оружие. Поводом для ядерного удара может стать, по его словам, угроза суверенитету страны. Ын предложил продолжить переговоры с южанами с целью снизить напряженность на полуострове, который уже шесть десятилетий является одной из самых горячих точек планеты.
В Сеуле, где очень внимательно следили за тем, что происходило на севере, на эти слова отреагировали очень быстро. Пресс-секретарь министерства Южной Кореи по объединению назвал предложение о переговорах «чистой пропагандой».