Акционеры Европейского банка реконструкции и развития в июле 2014 года, как известно, заморозили инвестиции в новые проекты в России – в общем русле западных санкций против внешней политики российского государства. Между тем ранее банк вкладывал немало средств во множество проектов в РФ. Причем порядка 90% объема инвестиций было произведено в частные проекты. Теперь же, похоже, аналитики ЕБРР увидели свет в конце российского туннеля – возможно, это приведет и к изменению инвестиционной политики банка в отношении России.
Между тем российские аналитические центры скорее испытывают пессимизм в отношении отечественной экономики. Эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Всероссийской академии внешней торговли и Института Гайдара в конце апреля сделали вывод, что при текущих ценах на нефть отсутствуют предпосылки для начала экономического роста. По их мнению, российскую экономику в ближайшее время ждет «вечная стагнация», – иначе говоря, долгосрочная модель существования без больших спадов и очевидного роста.
В то же время с прогнозом главы ЕБРР косвенно перекликается суждение главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, заявившего, что «люди начинают, сами не осознавая этого, жить в условиях новой нормальности». Насколько гипотетический экономический рост, предсказываемый г-ном Чакрабарти, уже отвечает параметрам этой «новой нормальности», можно судить по другому высказыванию Алексея Улюкаева: «В текущих условиях одним из главных рисков для российской экономики является переход населения от потребительской модели поведения к сберегательной». В переводе на обывательский язык это означает: реальность такова, что снижаются нормы потребления – вплоть до жесткого сбережения.
Старший научный сотрудник Института им. Гайдара Cергей Жаворонков не воспринимает выводы ЕБРР как нечто неожиданное. «В 2015 году многие международные эксперты предрекали: российская экономика будет переживать спад, но в 2016-м начнется ее рост. Однако мы сегодня наглядно видим, что спад продолжается, и пока нет весомых оснований для перехода этого состояния в начало роста», – сказал эксперт «НИ».
Как полагает г-н Жаворонков, низкие цены на нефть, слабые доходы бюджета, отток капитала в условиях невозможности рефинансировать кредиты крупнейшим заемщикам из-за санкций, неблагоприятная среда для иностранных инвесторов, ассоциируемая с нынешним правительством, оставляют оптимистичные прогнозы для российской экономики лишь на бумаге. «Мне представляется куда более реалистичным сценарий долгого спада, – добавил эксперт. – Если попробовать найти аналогию в мире, то таким примером может послужить Греция: на преодоление спада в этой стране серьезными аналитиками отводится как минимум 5–6 лет».