«Дорого яичко ко Христову дню» – это народная мудрость. Что означает: ценно то, что сделано, получено вовремя, в нужный момент. Сбор подписей за законодательную защиту жизни с момента зачатия и за запрет абортов, который намечен на 30 апреля, накануне Пасхи, в православных храмах России – это удручающий нонсенс. Если не богохульство. С одной стороны, Пасха – общехристианский праздник воскресения Иисуса Христа (Светлое Христово Воскресение). С другой стороны – самодеятельный «православный плебисцит» по принуждению к обязательному деторождению. Здесь время и место действия, мягко выражаясь, не совместимы. Но то, что для плебса (народа) – вопросительно, для активистов РПЦ – безусловно. Тем более если учесть, что подобный сбор подписей в российских храмах благословлен духовником святейшего патриарха старцем Илием (Ноздриным).
Предстоящая картина такого действа представляется удручающей. Старушек, трепетно несущих на освящение в храм куличи и крашеные яички, останавливают энергичные добровольцы и настойчиво предлагают поставить подпись под петицией за запрет абортов. Для старушек этот вопрос уже давно не актуален, а не уважить озабоченных сборщиков как бы неловко…
Сбор «антиабортных подписей» организует добровольческое общественное движение «За жизнь», которое рассчитывает в каждом из приходов получить по несколько тысяч подписей. «Сейчас уже собрано двести тысяч подписей, наша цель – миллион», – торжественно заявил «Интерфаксу» активист этой организации. А в соцсети «ВКонтакте» брошен пламенный клич: «Мобилизация добрых сил! Максимальный репост!!! Необходимо донести до всего общества, что аборты – это жертвоприношение с пролитием крови... Детоубийства убьют наш народ».
От этих мобилизационных слов могут дрогнуть не только сердобольные бабушки, но и закоренелые холостяки… Только вовремя им ручку для подписи предоставь – и желанный миллион наберется легко. Тем более что организаторами предусмотрены поощрительные призы (правда, не названные) за самые лучшие результаты – наибольшее количество подписей (по различным категориям храмов/населенных пунктов).
«Еще одно поколение, и все – тут живут иноземцы, женщины которых рожают по 7 детей, вместо того, чтобы делать по 7 абортов... Задумайтесь – нас просто не будет, мы сами себя убиваем!» – рисуют картину надвигающегося «страшного дня» организаторы сбора подписей.
Эту проблему нельзя решить «кавалерийским наскоком», уже хотя бы потому, что она относится к категории «вечных». Начнем с того, что дореволюционные царские законы осуждали абортное дело. Аборт считался убийством и карался тюремным заключением до 5 лет. Советская власть на волне революционной вседозволенности была первой, легализовавшей аборты в ХХ веке. В 1920 году вышло постановление «Об охране здоровья женщины», где провозглашались бесплатность и свободный характер абортов. Такая вольница продолжалась недолго, до 1936 года, когда было принято жесткое постановлением ЦИК и СНК «О запрещении абортов». Страна, готовившаяся к войне, должна была заранее позаботиться о возмещении будущих потерь среди мужского населения. Не случайно после многомиллионных жертв в годы Великой Отечественной войны «отец народов» успокоил своих соратников: «Ничего, наши бабы еще нарожают достаточно». И уголовная ответственность за криминальные аборты действовала до 1954 года, когда указом Президиума Верховного Совета СССР преследование женщин за аборты было прекращено.
После этого на долгое время эта проблема из уголовно наказуемого перешла в сферу морального обсуждения, где главный дискуссионный вопрос касался приоритета интересов эмбриона над интересами женщины или наоборот.
Но вот, как бы ни с того ни с сего, за решение этой проблемы взялись представители РПЦ. С призывом вывести аборты из системы обязательного медицинского страхования уже выступил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На его авторитет и ссылаются активисты движения «За жизнь», поставившие целью собрать миллион антиабортных голосов.
Но, похоже, авторитета православного патриарха для окончательного решения этого вопроса в стране все же не хватает. Вот даже на интернетовском форуме православных священнослужителей «Диаконникъ» звучат другие, довольно убедительные доводы и аргументы. «В России не 100% православных, да и просто верующих не 100%, и требовать от (светского по Конституции) государства чего-то церковь просто не вправе. Да и что дальше?.. Где православные дома малютки в каждой епархии (аборты-то делаются везде), где приюты для детей и подростков в необходимом количестве? Где церковная помощь многодетным семьям?.. Вывод: мы пытаемся потребовать от государства сделать то, что должны давно делать сами, ведь «церковное богатство есть нищих богатство», тогда как сами вместо прямых обязанностей (благотворительность – обязанность христиан) лезем в политику, пытаясь решить за правительство, что хорошо, а что плохо» (орфография по оригиналу. – «НИ»).
К этому выводу рядовых священнослужителей нельзя не прислушаться. И прежде чем бросать все свои силы на сбор миллиона «антиабортных голосов» православным активистам, борющимся за «бэби-бум с соответствующим лицом» в России, было бы куда полезнее направить свой энтузиазм и благие намерения на решение более насущных земных проблем. Такое мирское «жертвоприношение» с их стороны для общества будет куда полезнее сбора миллиона автографов. А Светлое Христово Воскресение останется чистым.
Автор – политический обозреватель «НИ»