Как пишут в аналитической справке эксперты АКРА, «после урезания некоторых расходов дефицит федерального бюджета 2016 года, возникший в результате выпадения нефтегазовых доходов, будет меньше, чем при действующем бюджете, но все равно останется значительным и превысит 3 трлн. рублей».
Авторы обзора признают, что столь значительный дефицит на фоне неблагоприятной для заимствований внешней конъюнктуры может быть покрыт двумя основными способами: через расходование резервных фондов и через внутренние заимствования. Аналитики при этом советуют не обольщаться эффектом от планируемой Минэкономразвития на ближайшие месяцы приватизации ряда крупных российских активов – «Башнефти», «АЛРОСА», «Роснефти», ВТБ. Она, по их расчетам, в состоянии покрыть не более четверти годового дефицита. При этом выпуск внутренних долговых обязательств ограничен емкостью российского рынка и невыгоден в условиях ожидаемого снижения процентных ставок.
Что же касается Резервного фонда, то его вынужденное расходование является своего рода бесплатной эмиссией, причем не зависящей от текущего уровня процентных ставок. Отсюда АКРА делает вывод, что «данный вариант будет для Минфина предпочтительным; он и покроет значительную долю дефицита, как и в прошлом году».
Между тем, по данным Федерального казначейства, дефицит федерального бюджета в январе–марте 2016 года составил 711,2 млрд. рублей. Иначе говоря, по отношению к аналогичному периоду прошлого года дефицит бюджета уменьшился: по данным первого заместителя министра финансов РФ Татьяны Нестеренко, в I квартале 2015 года он составлял 812,3 млрд. рублей, или 4,9% ВВП.
При этом и доходы, и расходы в I квартале – в сравнении с соответствующим периодом 2015 года – сократились соответственно на 15,37% и 14,83%. В денежном выражении доходы бюджета на 1 апреля 2016-го составили более 2,9 трлн. руб., расходы – более 3,6 трлн.
«Основной «наплыв» дефицита был зафиксирован в минувшем декабре», – сообщил «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Cергей Жаворонков. Эксперт объяснил это тем, что «Минфину выгодней больше потратить лимитированные средства до наступления нового года, так как перенос на следующий год неизрасходованных денег чреват проблемой: их могут просто изъять, мотивировав тем, что нет права реализовывать эти средства по конкретным статьям расходов».
Вместе с тем собеседник «НИ» считает, что рост дефицита в этом году все же окажется не столь угрожающим, как это предполагалось в многочисленных прогнозах 2015 года – что, впрочем, не делает более оптимистичными бюджетные перспективы РФ. «Мы последовательно расходуем Резервный фонд, создавая условия для еще большего увеличения дефицита бюджета в канун 2017 года», – полагает г-н Жаворонков.
По его словам, правительству придется выбирать: сокращать военные и административные расходы, либо – социальные статьи». Эксперт считает, что под большей угрозой находятся как раз последние. По его мнению, «было бы разумным в социальном плане и экономически выверенным подсократить гигантские траты на оборону и правоохранительную деятельность, составляющие в сумме свыше трети всех расходов бюджета».