Posted 24 апреля 2016, 13:18
Published 24 апреля 2016, 13:18
Modified 8 марта, 03:07
Updated 8 марта, 03:07
В Москве «Библионочь» прошла на множестве площадок от окраинных библиотек до клубов в центре, и потому посетить более двух мероприятий – задача для жителей столицы не самая легкая. Впрочем, для тех, кто в этот день решил выбраться из своего района в центр, работал специальный литературный маршрут по семи библиотекам: троллейбус «Б» возил читателей от библиотек имени Достоевского, Тургенева, Чехова, Эйзенштейна, Добролюбова, Ушинского и Гоголя к обновленному кафе-клубу «Мастерская».
Традиционной «Библионочи» в этом году предшествовали события весьма печальные: это увольнение Александры Вахрушевой, директора «Тургеневки», придумавшей акцию, и попытка выселения из своего здания Библиотеки имени Данте (пока безуспешная). Тем не менее «Библионочь» снова удалась: город настолько полюбил эту акцию, что для ее проведения вряд ли нужен обязательный приказ – библиотекари и читатели справятся сами.
К тому же в этом году главной ее темой стало кино: в библиотеках можно было поучаствовать в киноозвучке, посмотреть фильмы Вуди Аллена в оригинале, послушать лекции об актерах, воплотивших литературные образы, и так далее – словом, мероприятия были сделаны не для галочки.
Одним из самых ярких событий нынешней «Библионочи» в Москве стал совместный фестиваль библиотекарей и сценаристов «Читай кино» (тоже придуманный Александрой Вахрушевой). Эксперты фестиваля, без преувеличений – творцы современного русского языка (это сценарист Нина Беленицкая – автор нескольких пьес для «Гоголь-центра» и «Театра.doc», Нана Гринштейн – соавтор Оксаны Бычковой, Любовь Мульменко – автор сценариев к популярным современным фильмам «Как меня зовут» и «Комбинат «Надежда», Александр Родионов – сценарист фильмов Бориса Хлебникова, Николая Хомерики и Валерии Гай Германики, Денис Осокин – один из самых необычных современных писателей, автор сценариев к фильмам по собственным книгам, которые экранизирует Алексей Федорченко) выбрали из присланных на конкурс сценариев четыре работы, которые были прочитаны в этот день в «Тургеневке».
Цель фестиваля – это не только знакомство публики с новым словом в драматургии, но и помощь начинающим сценаристам в превращении их работ в кино.
В рамках фестиваля Денис Осокин провел мастер-класс под названием «Клонится груша под сильным ветром». В переполненной тургеневской гостиной писатель, редкий гость Москвы, рассказывал читателям о своих творческих методах, о том, что занимает его героев, читал свои рассказы «История Риты – таксы и человека» и «Клюквенное лето» (слушая их, читатели могли почувствовать себя в кино, потому что за кадром фильмов «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари», экранизациях прозы Осокина, звучит его же спокойный и отстраненный голос), показывал мультфильм Михаэля Дюдока «Отец и дочь» – именно таким, по словам Осокина, мог бы быть его собственный мультфильм.
Двухчасовое соло Осокина о его мирах, инопланетном языке его прозы (которую, раз прочитав даже самый крохотный рассказ Осокина, невозможно не узнать) публика слушала завороженно. Пригласить на этот вечер не одного из корифеев литературы, встречи с которыми регулярно проводятся на площадках Москвы и собирают аншлаги, а рискнуть, позвать слишком самобытного автора, оказалось правильным решением.
«Библионочь» в Москве – это не только попытка популяризации библиотек и чтения, не только развлечение, это еще и специальные мероприятия для тех, кого удивить не так-то просто.
На самом деле интересные события, встречи с писателями, показы литературоцентричного кино не редки для библиотек Москвы, но почему-то в течение года они не собирают столько интересующихся людей, сколько библиотеки принимают раз в году (за исключением, пожалуй, самой популярной сегодня среди молодежи библиотеки имени Достоевского и вечно популярной «Ленинки», где ближе к концу мая сложно найти свободное место). Кажется, все упирается не только в стереотип о том, что библиотеки – это скучно, но банально в недостаток рекламы.
О том, как «Библионочь» прошла в Санкт-Петербурге, читайте статью «Между Гарри Поттером и Вяземским».