Posted 21 апреля 2016, 14:27
Published 21 апреля 2016, 14:27
Modified 8 марта, 03:08
Updated 8 марта, 03:08
Неудивительно, что ЮНЕСКО решила в 1995 году сделать этот день памятным и назвала его Всемирным днем книги и авторского права. Почему не днем Шекспира и Сервантеса? Потому что они, строго говоря, все же скончались не в этот день. Мигель Сервантес умер, похоже, 22 апреля, а 23-го был похоронен. Путаница возникла из-за того, что в Испании в те времена в документы записывали не дату смерти, а дату похорон.
С Уильямом Шекспиром возникла еще более крупная накладка. Он скончался 3 мая 1616 года, на 11 дней позже Сервантеса. В недоразумении виноваты разные календари, которыми пользовались в XVII веке в Англии и Испании. На Туманном Альбионе летоисчисление велось по старому юлианскому календарю, а на Пиренеях еще в 1582 году перешли на григорианский. К слову, переход Англии на григорианский календарь в 1752 году сопровождался народными волнениями и требованиями людей вернуть украденные 11 дней.
Были предложения сделать памятным днем и 22 ноября. В этот день в 1963 году скончались два известных британских писателя: Клайв Льюис и Алдос Хаксли. В тот же день, кстати, был убит и президент США Джон Кеннеди.
Наверное, 22 ноября не стали делать памятным литературным днем, потому что, несмотря на всю известность, Льюису и Хаксли все же далеко до Шекспира и Сервантеса. Вскоре после смерти Великого барда был издан сборник его главных работ. В поэме-предисловии поэт Бен Джонсон написал, что о Шекспире будут помнить во все времена. То же самое с полным основанием можно сказать и о Сервантесе, хотя он обрел известность лишь незадолго до смерти.
Основное величие Уильяма Шекспира и Мигеля Сервантеса заключается в том, что они разорвали границы времени и барьеры, отделяющие повседневную жизнь от фантазии, и стали «отцами» современной литературы.
Историки и сейчас не могут утверждать, что Шекспир и Сервантес знали о существовании друг друга. Но это не помешало им иметь много общего. Кроме гениальности оба были людьми с большими тайнами, над разгадками которых ученые бьются до сих пор. В жизнях обоих гениев есть немало белых пятен, которые невозможно прояснить ввиду недостаточности документальных свидетельств. Оба оставили после себя на удивление мало автобиографического материала: писем, дневников, черновиков. Главным наследием Шекспира и Сервантеса являются их гениальные творения. Порой создается впечатление, что они создавались на пустом месте, с нуля.
Неудивительно, что обоих гениев вот уже четыре столетия преследуют конспирологические теории. О том, как «резвятся» конспирологи, можно судить хотя бы по тому факту, что Френсису Бекону отдельные «ученые» во главе с Френсисом Карром из общественной организации «Информационный центр авторства Шекспира» приписывают авторство не только над работами Великого барда, но и над... «Дон Кихотом» Сервантеса. Другая, не менее сумасбродная теория гласит, что за Уильяма Шекспира шедевры писал другой автор... с тем же именем!
Мигелю Сервантесу с обвинениями в плагиате тоже пришлось столкнуться еще при жизни. Некий Алонсо Фернандес де Авельянеда, к примеру, написал в 1614 году продолжение «Дон Кихота». Разгневанный Сервантес издал свою вторую часть «Дон Кихота» годом позже.
Доподлинно известно, что Уильям Шекспир и Мигель Сервантес не встречались. Несмотря на это, в их творчестве много схожих черт. Например, оба разделяли мнение, что в литературе нет узкой специализации: комедия или трагедия, политика или история. Литература многогранна, а литературные произведения объединяют все перечисленные выше жанры и многие другие.
Другая общая черта: и Шекспир, и Сервантес широко пользовались мифами и народными легендами, но в отличие от современных писателей не учили читателей жить, а просто изображали действительность, т.е. были повествователями.
Конечно, еще больше в творчестве отцов современной литературы было строго индивидуального, присущего каждому из них. Сервантеса с полным основанием можно считать человеком действия: военная служба и участие в многочисленных сражениях, результатом чего стали серьезная рана, фактически лишившая его левой руки, плен и пятилетнее рабство в Алжире. Жизнь Шекспира, вне всяких сомнений, была значительно спокойнее.
Казалось бы, бурная жизнь должна была заставить Сервантеса много писать о войне. Однако в реальности все было наоборот. Тема войны намного чаще встречается в произведениях «тихони» Шекспира. Испанец, конечно, тоже писал о войне, но намного меньше англичанина. Он использовал личный опыт в работе, но основное «сражение» его главного героя – с ветряными мельницами – носит больше сюрреалистический, чем реальный характер.
Хватает тайн и загадок в творчестве двух литературных гениев и помимо авторства. Например, аккурат к юбилею археологи во главе с Кевином Коллсом проверили при помощи очень чувствительного радара могилу Великого барда в церкви Святой Троицы в Стратфорде-на-Айвоне и предположили, что в ней может отсутствовать его... череп. Надпись на могильной плите «Блажен, кто пощадит эти камни, и будет проклят тот, кто их потревожит», считают они, не отпугнула воров, потревоживших могилу, возможно, в 1794 году за вознаграждение в 300 фунтов стерлингов – к слову, очень немалые по тем временам деньги. О краже черепа Великого барда рассказывается в документальном фильме «Тайная история: могила Шекспира». Сканирование могилы показывает, что та ее часть, где должен находиться череп, потревожена.
В 1879 году в журнале Argosy была напечатана статья об осквернителях могил, которые украли в 1794 году череп Уильяма Шекспира. Более ста лет эта история считалась вымыслом, но сейчас ученые сходятся во мнении, что в ней могла быть и правда.
Провести раскопки и поставить все точки над «i» мешают церковные власти. Они с крайней неохотой разрешают тревожить могилы в храмах, и церковь Святой Троицы в Стратфорде – не исключение.
Еще запутаннее история с погребением Мигеля Сервантеса. Если в отношении места нахождения могилы Шекспира сомнений нет, то с местом последнего упокоения великого испанского писателя определились лишь в прошлом году. Сервантес похоронен в мадридском монастыре Тринитариас, монахи которого помогли выкупить его из алжирского плена.
Кости одного из отцов современной литературы лежат в ящике, стоящем в нише монастырского склепа. На крышке выгравированы инициалы «МС». С опознанием останков проблем не возникло благодаря ране на груди и высохшей руке. Обе раны Сервантес получил в морском сражении при Лепанто в 1571 году. Еще одним доказательством принадлежности останков Мигелю Сервантесу стали... зубы. Незадолго перед смертью он написал, что у него осталось шесть зубов. Столько же их и в найденном черепе.