Меньше всего мне бы хотелось, чтобы эта заметка воспринималась запоздалой рецензией. Во-первых, я никогда не был литературным критиком и уже не планирую им быть. А во-вторых, заметка не о книге, она о журналистском имени, которое стало брендом. Стало знаком качества, что в нашей профессии по нынешним временам – явление уникального порядка.
В газете «Известия» я не знал человека, который бы не восхищался талантом и мужеством Бориса Резника. И это было в «золотую пору» известинского расцвета – в 80–90 ее годы минувшего века, когда на страницах газеты блистали имена классиков журналистики: Лациса, Бовина, Надеина, Поляновского, Тэсс... В созвездии этих имен Борис Резник занимал особое место, на которое никто и не претендовал. Став собственным корреспондентом по Дальнему Востоку и Хабаровскому краю от лучшей газеты страны, Резник посвятил свою жизнь борьбе за справедливость.
В этих словах нет ни грамма пафоса, потому что только человек с обостренным чувством справедливости мог браться за такие темы и с такой глубиной их проживать, расследуя до мельчайшей подробности. Отвечая за каждое слово. И воюя до конца за каждого героя публикации. Или с каждым героем...
Он писал об офицерах советской армии, которые на разломе эпох оказались невостребованными и были вынуждены подрабатывать ночами, чтобы прокормить свои семьи. Он писал о том, как целенаправленно разваливали нашу армию нечистоплотные чиновники и военачальники, тайком распродающие армейскую технику и вооружение. Причем писал детально, изучив и вычислив схемы, участников сделок и тех, кто их прикрывал... И он добивался внимания Москвы, внимания высших властей государства к этим проблемам и добивался, чтобы эти проблемы хотя бы пытались разрешить.
Его знаменитое расследование о масштабных хищениях и вывозе за рубеж дальневосточных морских биоресурсов вылилось в серию публикаций «Мафия и море», которые стали настоящим событием в мире российской журналистики. После этих публикаций принимались высшие государственные решения, возбуждались уголовные дела... И увеличивалось давление на журналиста, который в открытую бросал вызов вполне реальной мафии, сплотившей в единые ряды бандитов, чиновников и сотрудников силовых структур.
Ему всерьез угрожали, на него готовили покушения, и ему правоохранительные органы даже выделяли охрану... Но Бориса не удавалось сломить или испугать. Его поразительная открытость, принципиальность и честность обезоруживали даже самых отъявленных головорезов. Суровые криминальные авторитеты, деятельность которых он описывал в своих журналистских расследованиях, при всей ярости от его разоблачений вынуждены были признавать и силу его духа, и правду его слов.
Для читательской аудитории каждая публикация Бориса Резника всегда становилась событием, а многие столичные федеральные издания были рады предоставить свои страницы для его расследований. Это заслуженное доверие аудитории особо ярко проявилось в предвыборные годы, когда журналист Резник решил выдвигаться в депутаты Государственной думы.
Победу с подавляющим отрывом ему обеспечивал не абстрактный электорат, а тысячи реальных людей, за которых он переживал, для которых писал и за которых боролся. Его выбирали как настоящего представителя своего края и своего народа, реально доказывающего, что он живет не лозунгами, а реальным делом.
Уже в двухтысячные журналист Борис Резник в статусе депутата и заместителя руководителя комитета по информационной политике открыто выступает против решения российских властей передать Китаю часть нашей территории – острова под Хабаровском. Его выступления в Думе остры и аргументированы, а публикации так же беспощадно доказательны, как и в пору криминальных расследований.
Интересы России и своего давно ставшего родным Хабаровского края Борис Резник отстаивает решительнее и смелее, чем многие региональные и федеральные политические деятели. «Территориальные уступки – признак слабости государства», – заявляет Резник на страницах «Новых Известий», и эта публикация тоже становится одним из фрагментов его «Хроники пикирующей страны».
Достаточно пробежаться глазами лишь по заголовкам материалов, ставших страницами его увесистого тома, чтобы понять масштаб и остроту проблем, описанных «Золотым пером» публициста Резника: «Мафия и море», «Сход-развал» воров в законе», «У рыбной кормушки», «Загранпаспорт для вора в законе или МИД России и мафия Дальнего Востока», «Игры в правосудие», «Какая дорога ведет к застою», «Китайцы на Дальнем Востоке: гости или хозяева?», «Арсеналы коррупции», «Прокурорская десятина», «Сепаратизм в России провоцирует Москва»...
Таких депутатов в нынешней Думе, увы, единицы – честных, ответственных, думающих не о себе, родимых, а о стране, о свободе, о людях, которые в них поверили, и о регионе, который они представляют. И таких журналистов, увы, немного. Чтобы это понять, можно и не знать лично Бориса Резника, как его уже многие годы знаю я, дорожа и гордясь нашей дружбой. Для этого достаточно прочесть его книгу – редкий по искренности и правдивости документ о новейшей истории нашего Отечества. Пронзительная «Хроника пикирующей страны», страны, которая ушла в пике и которую мы потеряли.