Posted 19 апреля 2016, 16:25

Published 19 апреля 2016, 16:25

Modified 8 марта, 03:10

Updated 8 марта, 03:10

«Замалчивать проблемы нельзя»

19 апреля 2016, 16:25
Роспотребнадзор опубликовал предварительную версию рекомендаций по освещению самоубийств в средствах массовой информации. Такую «методичку» в ведомстве готовили долго: еще год назад, после того как портал «Православие и мир» получил предупреждение от Роскомнадзора за новость о самоубийстве онкобольного, в медиасреде ра

Пресс-секретарь ведомства Анна Брычева отметила, что этот документ – итог дискуссии журналистов, психологов, общественников и чиновников, которая была организована порталом «Православие и мир» в марте 2015 года. Незадолго до этого Роскомнадзор вынес сайту два предупреждения за новость об онкобольном, покончившем с собой. Ведомство усмотрело в заметке «пропаганду суицида», поскольку там были названы его предполагаемые причины. А значит, самоубийство подавалось «как выход из ситуации».

Тогда участники дискуссии, на которой присутствовала и корреспондент «НИ», пришли к выводу, что СМИ нужно предложить грамотно разработанные рекомендации, касающиеся того, как писать о людях, лишивших себя жизни. Их и попытался составить Роспотребнадзор.

В пояснительной записке к рекомендациям рассказывается об эффекте Вертера, когда после сообщения о самоубийстве в публичной сфере (например, в СМИ, в литературе или кино) число суицидов растет. Отмечается, что этот эффект исследовался и что была выявлена корреляция между частотой суицидов и частотой упоминания их в прессе, а также некоторыми особенностями подачи новостей о самоубийствах (крупными заголовками, фотографиями с места трагедии и так далее).

Роспотребнадзор рекомендует журналистам избегать сообщений о суицидах на первых полосах изданий, ограничивать остроту, эмоциональность, частоту и объем новостей о самоубийствах, не приводить подробностей личной жизни самоубийцы, не допускать пренебрежительного, шутливого и обесценивающего тона. Суицид не должен описываться как «разумный способ решения проблем», героизироваться и романтизироваться. Фотографий и подробных описаний способа совершения самоубийства тоже следует избегать.

Ведомство советует предоставлять «сбалансированную картину жизни умершего, описывая проблемы наряду с успехами и победами», упоминать, что «суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств (чаще всего депрессии), злоупотребления алкоголем, наркотиками, многие из которых поддаются лечению», публиковать побольше духоподъемных историй «о том, как индивиду удалось справиться с трудностями, избежав суицидальных действий». Слов «суицид» и «самоубийство» в заголовках лучше избегать, делать гибель основной темой статьи о конкретном человеке тоже не следует. Слова «суицидент», «самоубийца» лучше заменять на оборот «умерший вследствие самоубийства». Применять к суицидам термины «эпидемия» и «эпидемический» тоже недопустимо: «Предпочтительно говорить об «изменении», «увеличении» или «уменьшении» смертности от самоубийств». По возможности рядом с информацией о суицидах следует писать о способах получения психологической помощи: например, размещать телефоны доверия.

Мнения

Президент Фонда защиты гласности Алексей СИМОНОВ: – В нашей стране от рекомендаций, к сожалению, часто переходят к запретам. Вполне возможно, что потом эти рекомендации станут обязательными к исполнению.

С одной стороны, я согласен, что проблема требует разговора между журналистами, которые имеют дело с публикациями на данную тематику. Неплохо было бы им сесть, посоветоваться друг с другом и подумать, что делать правильно, а что – нет. Идея Роспотребнадзора о том, что писать о самоубийствах надо аккуратно – верная.

С другой стороны, составлять рекомендации должны не только специалисты по вопросам суицидологии, а также информационной безопасности детей и подростков, но и профессиональное сообщество журналистов. Иначе это все равно что заставить кинокритиков сочинить сценарий или встать за камеру и снять фильм. Когда теоретики обсуждают то, что делают практики, всегда остается большой зазор между предполагаемым и реальностью.

Считаю, что без привлечения к разработке рекомендаций журналистского сообщества эти рекомендации будут нежизнеспособны.

Руководитель службы психологической помощи онкобольным и их семьям Ольга ГОЛЬДМАН:

– В целом предложенные рекомендации я поддерживаю. Роспотребнадзор составил их, исходя из представления о том, что такое эффект Вертера. Это когда люди стоят на грани решения, совершать самоубийство или нет, слышат, что кто-то это сделал, и решаются последовать примеру. Поэтому считается, что широкое освещение темы ведет к волне самоубийств. Очень важно, чтобы СМИ знали об эффекте Вертера и очень ответственно относились к своим публикациям. Роспотребнадзор как раз и следит за тем, чтобы журналисты вели себя правильно. Они ссылаются на позицию Всемирной организации здравоохранения. ВОЗ свои рекомендации тоже не на пустом месте составил.

Однако есть и другая сторона медали. Люди принимают решение о лишении себя жизни по разным причинам. Мы занимаемся проблемами больных онкологией. Иногда такие люди принимают решение умереть в связи с тем, что они не могут добиться получения необходимого лечения, чувствуют себя изгоями. За СМИ должна остаться функция поднимать социальные аспекты проблемы. Например, говорить, почему данная группа людей принимает такие решения и куда человек может обратиться за помощью, если он оказался в такой же ситуации. Роспотребназор – молодцы, что напомнили о необходимости размещения контактов служб помощи.

Главное, чтобы рекомендации не превратились в очередное затыкание ртов, запрет разговоров о том, что происходит с ВИЧ-инфицированными, которых плохо лечат, или с женщинами, пережившими насилие. Все эти истории с самоубийствами часто являются ужасным последствием существующих социальных проблем. Замалчивать их нельзя.
Подпишитесь