В последние годы в Поднебесной стали очень популярны многочисленные реалити-шоу, ток-шоу и прочие телевизионные передачи с участием знаменитостей. Реалити-шоу в КНР имеют китайский колорит – их главными участниками являются не только известные в стране люди и звезды, но и их дети. Звездные отпрыски модно одеваются, делают модные прически, ведут себя, как взрослые, и постепенно сами становятся такими же звездами, как их родители. В Китае даже начала зарождаться индустрия производства малолетних звезд.
Против этой индустрии и направлено очередное постановление регулятора – Государственной администрации прессы, публикаций, радио, кино и телевидения (SAPPRFT), запрещающего продюсерам с 1 июля приглашать в реалити- и ток-шоу и снимать несовершеннолетних участников.
«Создатели реалити-шоу должны уделять повышенное внимание усилению защиты несовершеннолетних и всячески ограничивать их участие в своих передачах», – цитирует «Синьхуа» постановление SAPPRFT.
Идея создателей реалити-шоу о привлечении зрителей при помощи знаменитостей, в том числе и несовершеннолетних, в постановлении называется ошибочной. Так же, как идея привлечения зрителей при помощи выставления напоказ богатств участников: вилл, дорогих машин, яхт.
Одним из наиболее рейтинговых в Поднебесной реалити-шоу с участием звезд и их детей считается передача «Папа, куда мы пойдем?». В этом шоу, которое идет на спутниковом канале Hunan Satellite, знаменитые отцы выезжают со своими отпрысками на природу с ночевками в палатках и т.д. После выхода постановления регулятора продюсеры задумались, стоит ли снимать новый сезон реалити-шоу, потому что без детей оно теряет не только какой бы то ни было интерес, но и смысл. Скорее всего, этот сезон окажется последним.
В самой SAPPRFT постановление объясняют заботой о психическом здоровье детей и желанием снизить чересчур высокий, по мнению чиновников, «материалистический» уровень подобных передач. За заботой о детях, естественно, четко просматривается и политический аспект. Дело в том, что подобные реалити- и ток-шоу фактически подрывают воспитательную работу Коммунистической партии Китая (КПК), которая по-прежнему остается единственной и правящей партией в миллиардной стране. Телевидение должно продвигать коммунистические, а не западные идеалы. Китайцы, считают в SAPPRFT, должны следовать идеалам, устанавливаемым Управлением пропаганды и идеологии КПК, а не продюсерами звездных реалити-шоу.
Это объяснение представляется вполне обоснованным, потому что жители КНР все больше смотрят спутниковые каналы и интернет-телевидение. «Альтернативные» СМИ все активнее конкурируют с государственными каналами. Конечно, в Пекине не могут не опасаться, что перевес в этой неофициальной борьбе постепенно перейдет на сторону западной идеологии.