меняться цена на нефть.
Главная содержательная часть поправок Минфина – в бюджет закладывается среднегодовая цена не в 50 долларов, а в 40 за баррель. Дефицит при этом сохраняется на предусмотренном сейчас законом о бюджете уровне 3% ВВП.
Касаясь приоритетов бюджетной политики, Антон Силуанов охарактеризовал их как «решения в рамках антикризисного плана». Под ними подразумевается направление ресурсов на поддержку отраслей промышленности, 10-процентная оптимизация расходов, нахождение новых источников приватизации, а также, по его выражению, «часть тактических мер». Какие именно разделы бюджета ждет неизбежный секвестр. финансовое ведомство пока не обнародует.
От 1 трлн. до 1,5 трлн. рублей Минфин намерен выручить в течение ближайших двух лет от приватизации крупных пакетов акций в госкомпаниях. В первый ряд списка уже попали «Роснефть», «Башнефть», «АЛРОСА». Не исключено, что перечень украсит еще и банк ВТБ, во всяком случае, глава Минфина вполне это допустил. В «Башнефти» государство готово расстаться со всем пакетом в 50,08%-, в ВТБ – продать 10,9%, таким образом снизив долю до контрольной, в «АЛРОСА» – 10,9%.
В первоначальном варианте закона о бюджете на 2016 год были заложены поступления от приватизации в размере 33,2 млрд. рублей, что позволяет компенсировать лишь около 1,5% планируемого дефицита. В январе 2016 года глава Минфина сформулировал задачу получить дополнительно от приватизации приблизительно 1 трлн. руб. в течение двух лет. В финансовом ведомстве настроены получить от одной только приватизации 19,5% акций «Роснефти» 500 –550 млрд. рублей.
В то же время министр экономического развития Алексей Улюкаев оценивает общие доходы от приватизации в нынешнем году в более скромные 800 млрд. рублей.
На взгляд старшего научного сотрудника Института экономической политики им. Гайдара Сергея Жаворонкова, бюджетный дефицит все же получился несколько меньше, чем предполагалось заранее. В целом эксперт характеризует бюджетные перспективы РФ как весьма тревожные: правительство последовательно расходует Резервный фонд, создавая условия для еще большего увеличения дефицита бюджета в 2017 году.
«Если низкие цены на топливо сохранятся и дальше, правительство встанет перед выбором: сокращать либо военные и чиновничьи расходы, либо социальные статьи», – опасается собеседник «НИ».
Cтарший научный сотрудник Центра экономических исследований Российского института стратегических исследований Николай Трошин со своей стороны высказал «НИ» мнение, что целесообразно было бы сокращать в первую очередь расходы, не связанные со стимулированием инвестиционной активности. На сегодняшний момент, по его словам, защищены должны быть те программы, которые направлены на максимальное развитие российского производства. «Деньги должны быть направлены на развитие потребительского спроса, – то есть в конечном счете адресованы тому, кто эту продукцию хочет и может купить, чтобы российский покупатель рублем голосовал за отечественного товаропроизводителя», – сказал эксперт «НИ».