Posted 17 апреля 2016, 15:15
Published 17 апреля 2016, 15:15
Modified 8 марта 2024, 03:13
Updated 8 марта 2024, 03:13
Александр Прошкин снял «Охрану» по сценарию Юрия Арабова. Получилась ироничная, местами очень смешная и трогательная история «о вспыхнувшем чувстве и превратностях судьбы». Рыжеволосой и отчаянно красивой Клавдии двадцать шесть, и она так хочет ребенка, что ходит кормить совершенно незнакомого ей вечно голодного пацана. Проблема в том, что в маленьком провинциальном городке, где живет Клавдия, пока не нашлось мужчины, который бы ее полюбил. Там вообще мужчин мало, их вымывают большие города, маня деньгами, которых в этом городке вообще нет. Те из мужчин, которые остались, работают аниматорами или гоняют по железной дороге с завода всякий металл. Клавдия завод охраняет. Вместе с ней его охраняют и ее подружки, милые девушки в самом расцвете женственности и красоты, которая в условиях тотального «безмужичья» не плодоносит.
Героев своей истории сценарист и режиссер поселили на смешении воды и земли, в маленьком провинциальном уютном водном мирке – городке Калязине, известном своей кривой колокольней посредине реки. Взяв в соавторы оператора Дмитрия Мишина, который погрузил это пространство бытия в дивный нездешний (просится термин – «нетварный») свет, превратив его в рай. «Я хотел поселить их в красивом месте, чтобы дать им надежду», – пояснил режиссер. Ведь «Охрану» он снимал для конкретных людей – тех самых девушек из охраны, которых увидел на съемках почти параллельно снятой картины «Райские кущи». Будущие героини мелодрамы работали на Косогорском металлургическом заводе, где съемки «Райских кущ» и проходили.
«В этом месте молодым красавицам некуда девать себя, свое чувство в самом прекрасном возрасте жизни – юности. Их душа жаждет отклика, общения, чувства, а ничего этого нет. Есть только огромные вериги почти у всех – неполноценная семья, и они вынуждены тянуть этот воз тяжелой борьбы за существование, и делают это совершенно безропотно», – рассказал режиссер, который ранее был известен всем как один из самых жестких российских режиссеров. Он снял знаменитое «Холодное лето 53-го». И кино о любви с хорошим финалом в условиях, к такому, казалось бы, не располагающих, – одно из открытий при просмотре этой ленты.
Еще одним открытием является актриса Мария Коровина, которую камера видит в лучах света, даря зрителю наглядный урок возможности красоты в самых скудных интерьерах и нарядах.
Любовную линию героине помогает выстроить Антон Шагин, звезда «Ленкома», запомнившийся по ленте Валерия Тодоровского «Стиляги». Хотя здесь его трудно узнать – он похож на уголовника, которым его герой чуть не стал по сюжету.
В роли второго плана весело «отыгрался» Виктор Сухоруков. Его парализованный речник, отчим героини, который катается в инвалидной коляске по пристани или парому – в общем, по месту, которое можно условно назвать домом героини и которое можно швартовать и перетаскивать с одного берега реки на другой, был сыгран человечно и нежно.
В картине есть свет и надежда, и это главное лекарство для зрителя русской провинции, поскольку иных лекарств пока никто предложить ей не может. И спасибо режиссеру, последнему романтику оттепели, что он эту провинцию увидел, пропустил через сердце и попробовал утешить, подарив не мечту о несбыточном глянцевом рае, а надежду на счастье в условиях провинциальной нищеты, в которой и живет почти вся страна.