Уникальный экземпляр

14 апреля 2016, 18:05
Согласно распространенному мнению традиционные, бумажные книги постепенно проигрывают конкуренцию электронным изданиям. Сегодня в это нелегко поверить, но цифровые книги могут не только конкурировать с бумажными, но и вполне мирно и даже с выгодой для обеих категорий изданий существовать бок о бок. Одним из пока редких

В прошлом месяце во французской столице открылся первый в Старом Свете книжный магазин, совмещающий торговлю книгами с услугами... типографии. В PUF можно заказать любую из без малого 3 млн. книг, имеющихся в электронном каталоге. В этом, конечно, нет ничего необычного. Большим отличием от остальных магазинов, где можно заказать нужную книгу, является то, что получить это издание можно не через несколько недель с расположенного в другом городе или другой стране склада, а через считанные минуты.

Для парижских библиофилов и поклонников книг буквы PUF, обозначающие Les Presses Universitaires de France (Издательство французского университета), почти столетие ассоциировались с интеллектуальным центром столицы страны. Поэтому легко можно понять их разочарование и уныние, когда этот знаменитый книжный магазин на площади Сорбонны всего пять лет не дотянул до столетнего юбилея и закрылся в 1999 году. Закрытие магазина PUF оставило глубокую зияющую пустоту в сердцах тысяч студентов, ученых и простых поклонников чтения, несмотря ни на что по-прежнему предпочитающих традиционные книги электронным.

Так же легко можно понять радость столичных библиофилов, когда магазин с тем же названием PUF вновь открылся практически по соседству со своим прежним местом нахождения в Латинском квартале. Новый магазин сильно уступает своему предшественнику по многим статьям. Например, по размерам – 72 и 600 кв. м соответственно. Однако эту относительную тесноту с лихвой компенсируют возможности, предоставляемые новым магазином. Теснота относительна, потому что места в этом магазине, представляющем собой новаторское соединение цифровых и традиционных, т.е. печатных, книг вполне хватает. На небольшой торговой площади фактически размещаются около... трех млн. наименований электронных книг, которые можно легко превратить в бумажные.

«Это первый в Европе полностью цифровой книжный магазин, в котором книги изготавливаются и продаются только на заказ, – рассказал агентству Associated Press директор PUF Фредерик Меро. – Перед вами модель будущей книготорговли, модель, в которой могут на взаимовыгодных условиях объединиться цифровые и традиционные бумажные книги».

Возвращение PUF в Город света стало возможно благодаря типографскому роботу Espresso Book Machine. Эта электронная машина, созданная инженерами компании Xerox, не только печатает, но и обрезает, брошюрирует, переплетает и производит все остальные типографские операции в течение считанных минут. Espresso Book Machine появилась в 2006 году. Ее дебют состоялся в книжном магазине при Всемирном банке в Вашингтоне. Сейчас в книжных магазинах и библиотеках по всему земному шару установлены более ста типографских роботов, похожих на большие копировальные машины. Их изготавливает и продает компания, которая так и называется, – On Demand Books, т.е. «Книги на заказ».

Уникальность нового PUF заключается в том, что в нем, в отличие от других книжных магазинов с типографским роботом, книги, издаваемые на заказ, впервые полностью, а не частично заменили традиционные способы продажи изданий.

«Для Франции это маленькая революция, – рассказывает Полин Дарфелль, представительница Национального союза печатников, который помог установить Espresso Book Machine в магазине. – Таких машин в стране всего лишь пять штук».

Типографский робот стоит в небольшой задней комнате парижского PUF. Естественно, машина вызывает у посетителей не меньше интереса, чем книги. На ней установлены два межплатформенных формата электронных документов PDF: один для обложки и второй для текста. Обложка может быть цветной, но текст внутри книги только черно-белый. Единственное техническое ограничение издаваемой книги – она не должна быть толще 850 страниц.

Книга рождается на глазах покупателя очень быстро, за считанные минуты. Для издания среднего объема достаточно семи минут, книги потоньше можно отпечатать за четыре минуты. За это время заказчики могут даже не успеть выпить чашечку кофе, заказанную тоже по вполне разумной цене в PUF. В книжном магазине, рассказывает продавец Александр Годфруа, работает и крошечное кафе. Те же посетители, кто не пьет кофе или чай, могут во время исполнения их заказа полистать книги, стоящие на полках. PUF и в этом отличается от привычных книжных магазинов. В нем так же, как в них, на полках стоят книги, но они не продаются. На полках выставлены около 5 тыс. наименований томов, отпечатанных и переплетенных в магазине. Пока с размещением проблем нет. Но поскольку с каждым днем количество книжной продукции растет, в недалеком будущем могут возникнуть и проблемы.

«Потрясающе!» – не может сдержать эмоций Зейна Дженадри, поклонница книг со стажем. Она с удовольствием покупала книги еще в первом PUF и сейчас с восторгом листает только что отпечатанную и переплетенную по ее просьбе биографию Монтеня, принадлежащую перу Стефана Цвейга.

К слову, одним из достоинств издания книг на заказ является возможность вернуть вторую молодость фолиантам, которые издавать традиционным способом уже невыгодно. От книг, которые можно купить в обычных магазинах, кстати, по той же цене, книги из PUF отличаются лишь обложкой, да и то совсем немного. Она поначалу слегка липкая, потому что в процессе изготовления книг используется лак.

Фредерик Меро уверен, что у магазинов типа PUF большое будущее. Он считает, что книги на заказ не будут конкурировать с типографскими изданиями, а будут развиваться параллельно с ними. В коммерческом отношении, по его мнению, идея вполне здравая и обоснованная. Расчеты показывают, что для сведения концов с концами такому магазину, как PUF, необходимо продавать каждый день не меньше 15 книг.

Задача вполне посильная. Например, в день открытия было продано 60 книг. В тот день от посетителей не было отбоя. Очередь была такая большая, что продавцы остались без обеда. Сейчас, конечно, клиентов поменьше, но все равно счет идет на два-три десятка.

С точки зрения коммерции, у магазинов, торгующих книгами на заказ, немало плюсов благодаря существенному сокращению расходов. Магазину PUF не нужно платить огромные деньги за аренду просторных помещений. Не нужны ему и склады для готовой продукции. Отсутствуют в графе «расходы» и деньги, предназначенные на уничтожение непроданных книг. В довершение ко всему такой способ изготовления книг не загрязняет окружающую среду, в отличие от работы традиционных типографий.

#В мире #Новости #Литература #Инновации #Париж #Интернет #Торговля #Сергей Лавинов
Подпишитесь