Posted 13 апреля 2016, 12:54
Published 13 апреля 2016, 12:54
Modified 8 марта, 03:15
Updated 8 марта, 03:15
Судья Гарри Клаузнер пришел к выводу, что в композициях «Телец» и «Лестница в небо» много общего, пишет Independent, и решил дать ход делу. «Телец» был написан на четыре года раньше, чем «Лестница в небо», – 1967-й и 1971-й годы соответственно.
С иском о плагиате в лос-анджелесский суд обратился Майкл Скидмор, доверенное лицо ныне покойного автора «Тельца», гитариста и композитора группы Spirit Рэнди Волфа. В иске утверждается, что Джимми Пейдж в 1968–1969 годах гастролировал со Spirit. На него очень сильное впечатление произвела композиция Волфа «Телец». Она вдохновила его написать «Лестницу в небо», быстро ставшую одной из самых известных песен современной музыки и вошедшую в золотой фонд рок-н-ролла.
Рэнди Волф трагически погиб в 1997 году. Он утонул в Тихом океане, спасая сына. Конечно, Волф знал о больших заимствованиях в шлягере Led Zeppelin из своей композиции и был этим, мягко говоря, недоволен. В год своей смерти он пожаловался в интервью журналу Listener, что, по его твердому убеждению, у него просто «сперли» песню.
«Ребята заработали на «Лестнице в небо» кучу миллионов, – сказал он тогда читателям журнала. – Они ни разу меня не поблагодарили, ни разу не сказали: «Может, мы заплатим тебе за это какие-то деньги?» Для меня это до сих пор больное место. Может, придет день, когда у них проснется совесть и они что-то предпримут…»
Роберт Плант и Джимми Пейдж в ответ на обвинения в плагиате утверждают, что аккорды в «Лестнице в небо» широко известны и распространены и поэтому не могут быть объектом защиты авторских прав. К тому же, Рэнди Волф писал песни на заказ и поэтому не обладает на них авторским правом. Судья Клаузнер согласился с их доводом, что снижающаяся хроматическая четырехаккордная прогрессия широко известна и не может защищаться авторским правом, однако заимствование музыкантов Led Zeppelin значительно шире и касается также «концепции и духа» композиции «Телец».
В иске также содержались обвинения в плагиате в адрес басиста Led Zeppelin Джона Пола Джоунса и звукозаписывающей компании Warner Music Group, первой выпустившей «Лестницу в небо» на диске, но их судья из списка ответчиков вычеркнул.
К слову, Led Zeppelin не привыкать к обвинениям в плагиате. Их уже обвиняли в незаконном «заимствовании» чужих идей. Сейчас им при исполнении таких композиций, как, например, Whole Lotta Love и Boogie with Stu, приходится выплачивать часть роялти авторам оригинальных композиций. Кроме этого, судьи требуют от Планта и Пейджа расширить авторство ряда песен из своего репертуара и добавить в него фамилии оригинальных авторов.
В мире музыки плагиат встречается часто, возможно, даже чаще, чем в других видах интеллектуальной деятельности. Список вольных или невольных плагиаторов велик. Причем «заимствованиями», которые вполне можно назвать воровством, грешили и очень известные музыканты и группы.
Одной из таких суперзвезд был Джонни Кэш. Его музыкальная карьера растянулась на полвека, а описанию всех наград и отличий можно посвятить отдельную статью. Специалисты утверждают, что его музыка продолжает влиять на многочисленные музыкальные жанры и сейчас.
Джонни Кэш записал в 1955 году песню Folsom Prison Blues, в которой пел о мучениях зэка от грохота регулярно проходящих рядом с тюрьмой поездов. Выяснилось, что не только мелодию, но и немалую долю текста песни Кэш «позаимствовал» из композиции 1953 года Crescent City Blues, написанной и исполненной Гордоном Дженкинсом. Знаменитость, конечно, сильно изменил сюжет и многое другое, но все равно сходство двух композиций было очевидным. Настолько очевидным, что Кэш, узнав о поданном в суд против него иске, предложил уладить конфликт миром. Он заплатил Дженкинсу 75 тыс. долларов.
Еще один скандал связан с Джорджем Харрисоном, одним из членов знаменитой ливерпульской четверки. Композиция My Sweet Lord (1971) известна тем, что это был его первый сольный сингл. Известность композиции принес и иск, с которым обратилась к музыканту звукозаписывающая компания Bright Tunes Music Corp. Ей принадлежали права на композицию He’s So Fine американской женской группы Chiffons (1962), первоисточник творения «битла».
Адвокаты Харрисона попытались уладить дело во внесудебном порядке и предложили 148 тыс. долларов откупных, но получили отказ. Bright Tunes Music Corp. хотела получать 75% всех поступлений от композиции и, естественно, права на нее.
На суде адвокаты Харрисона безуспешно пытались доказать, что между песнями существует много различий. Музыканта признали виновным в «неосознанном плагиате» и обязали выплатить 587 тыс. долларов.
Знаменитый рэпер Vanilla Ice обязан своей славой не только таланту, но и… плагиату. В 1990 году он без разрешения позаимствовал материал из известной композиции группы Queen и Дэвида Боуи Under Pressure. Рэпер ошибочно решил, что изменения ритма композиции Ice Ice Baby достаточно для авторства. Плагиат был настолько очевидным, что дело даже не дошло до суда. Vanilla Ice выплатил Боуи и Queen компенсацию. Ее размер – тайна за семью печатями, но считается, что сумма вполне могла иметь и шесть нолей.