Posted 12 апреля 2016, 16:05

Published 12 апреля 2016, 16:05

Modified 8 марта 2024, 02:58

Updated 8 марта 2024, 02:58

Читайте законы

12 апреля 2016, 16:05
В деле об экстремизме против директора Библиотеки украинской литературы появился новый поворот: якобы теперь следователи ищут еще и людей, которые брали в библиотеке историческую литературу. Директору библиотеки Наталье Шариной ранее предъявили второе обвинение. Между тем российские правоохранители продолжают применять

По некоторым сведениям, для расследования дела Шариной следствие запросило анкетные данные читателей, которые брали отдельные издания в 1998, 2008 и 2010 годах. Речь идет об исторических книгах – «Ментальность орды», «Украина или смерть» и «Голод в Украине». В федеральном списке экстремистских материалов эти издания отсутствуют. В Интернете уже появилась фотография соответствующего запроса в библиотеку за подписью некоего капитана юстиции из четвертого следственного отдела.

«НИ» не удалось получить подтверждение о таком запросе в Библиотеке украинской литературы. Однако там отметили, что анкетных данных читателей в любом случае у учреждения нет. Адвокат Иван Павлов, который защищает Наталью Шарину, в беседе с «НИ» предположил, что таким образом следствие разыскивает возможных потерпевших, у которых после чтения могла «возбудиться ненависть».

Напомним, дело в отношении Шариной было возбуждено после того, как в ее учреждении обнаружили запрещенные книги. Это, в частности, произведение украинского националиста Дмитро Корчинского «Война в толпе», которое включено в федеральный реестр экстремистских материалов. «У нас есть большие сомнения, что книги действительно хранились в библиотеке, а не были подкинуты», – указал «НИ» Иван Павлов. По его словам, во время обысков понятыми были заинтересованные лица – например, муниципальный депутат Дмитрий Захаров, по жалобе которого и был проведен обыск. Ранее Шарина заявляла, что на некоторых изъятых экземплярах не было библиотечного штампа.

Всего, по словам Павлова, было изъято около двухсот книг. Около ста из них отправили на экспертизу, которая сейчас проводится. «Нам до сих пор не сообщили, что было изъято в ходе обыска, и мы точно не знаем, какие именно книги будут использованы в качестве доказательств обвинения», – объяснил юрист.

Между тем 31 марта против Шариной возбудили еще одно уголовное дело – ее обвиняют в растрате. По версии следствия, женщину уличили в неправомерной оплате услуг адвокатов и юрисконсультов в 2011–2013 году. Иван Павлов назвал это «цинизмом». Он объяснил, что это связано с предыдущим уголовным делом по той же статье о возбуждении ненависти. Библиотеку обвиняли в распространении книг антироссийской и антирусской направленности, позднее обвинения были сняты. «Естественно, в той ситуации требовались адвокаты – они присутствовали при обысках и допросах. Траты были согласованы с департаментом культуры», – уточнил Павлов.

Между тем с момента создания Федерального списка экстремистских материалов случаи вынесения санкций в отношении сотрудников библиотек стали регулярными, говорится в докладе информационно-аналитического центра «Сова». Как следует из материалов центра, каждый месяц в России заводится несколько подобных дел. По мнению аналитиков, закон «О библиотечном деле» противоречит антиэкстремистскому законодательству. В этом документе не указано, что библиотека имеет право не выдавать признанные экстремистскими книги. «Библиотеки выходят из положения так: выдают их только по специальному письменному запросу, и это доказывает, что книги выдаются не массово», – говорит эксперт центра «Сова» Михаил Ахметьев.

«Мы регулярно должны следить за обновлениями в списке экстремистских материалов. Книги, которые были признаны экстремистскими, по правилам убираются из открытого доступа», – пояснил заведующий Библиотеки имени Ф. М. Достоевского Андрей Лисицкий.

Еще один повод для обвинений в адрес библиотекарей – отсутствие в ее внутренних нормативах пункта о том, что учреждение не допускает массового распространения экстремистских материалов. «Но в этом нет никакого реального смысла – вы никак не боретесь с распространением экстремистских материалов», – недоумевает Михаил Ахметьев. С бессмысленностью подобной меры согласен и Андрей Лисицкий. «Если закон уже вводит соответствующую норму, то библиотека просто следует закону», – пояснил он.

Кстати

Библиотекарей Плёса поймали на чаепитиях
В Ивановской области возбудили административное дело в отношении бывшего директора библиотеки в городе Плёс. В областной прокуратуре утверждают, что учреждение незаконно тратило деньги, организовывая чаепития. На каждое такое мероприятие было потрачено около тысячи рублей. Общая сумма растраты достигла 27 тысяч 695 рублей, сообщается на сайте прокуратуры. За нецелевое расходование средств должностным лицам грозит вдвое больший штраф – до 50 тысяч рублей.
«Скорее всего, у маленькой библиотеки действительно не было финансирования на чай и кофе, и нецелевые траты являются нарушениями», – объяснил заведующий Библиотеки имени Ф. М. Достоевского Андрей Лисицкий. Он указал, что проведение культурных мероприятий необходимо для создания дружественной обстановки и популяризации чтения. «Формально это – нарушение, но заводить дело по этому поводу – глупо», – считает г-н Лисицкий.

Анастасия ЗОТОВА
Подпишитесь