В России появилась традиция – каждый год посвящать разным сферам общественной жизни. 2016 стал годом российского кино. За 366 дней правительство намерено попытаться решить проблемы, давность которых исчисляется десятилетиями. Одна из самых масштабных – кинофикация малых и средних городов.
Согласно классификации Минэкономразвития, малые – города, где проживает не более 50 тыс. человек, средние насчитывают до 100 тысяч. Как сказал министр культуры России Владимир Мединский на заседании правительственного совета в феврале: «Люди по кино соскучились… У нас примерно 50 млн. человек вообще никогда в кино не были. Нет такой физической возможности у них последние 20 лет, позакрывались кинотеатры в райцентрах все».
По данным компании «Невафильм Research», на данный момент около 660 населенных пунктов, где проживает около 15 млн. человек, вообще не имеют кинотеатров. Если говорить о поселках, то только в одном из них есть киноконцертный зал – и это Барвиха. В связи с удручающей ситуацией в регионах в сфере киноиндустрии правительство уже выделило на модернизацию кинозалов в малых и средних городах около 705 млн. рублей. В 2016 году планируют потратить еще 1,5 млрд. рублей на кинофикацию России.
Как все начиналось
Программа кинофикации была запущена еще в декабре прошлого года. Как уверяет продюсер Александр Роднянский: «Вся киноиндустрия поддержала этот проект». Решено было провести конкурс, в результате которого Фонд кино должен был отобрать некоторое количество показчиков в малых и средних городах. Условия были довольно суровые. Во-первых, показчики должны будут первые три года отдавать 50% прокатного времени российскому кино, во-вторых, обязательным пунктом договора является подключение площадки к системе ЕАИС. Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) собирает и обрабатывает сведения о публичном показе фильмов в российских кинотеатрах.
Принять участие могли только юридические лица (то есть частники «отдыхали»), планирующие показывать кино в городах, где проживает не более 100 тыс. человек. Еще один пункт – претенденты не должны были иметь задолженности по уплате налогов. Помимо всего прочего, каждый желающий должен был предоставить «весомый» пакет документов. Зная бюрократический российский аппарат, за короткие сроки это сделать непросто. Претенденты же уложились чуть меньше чем в две недели. Заявки принимались с 3 по 15 декабря 2015 года. Можно было предположить, что о конкурсе было объявлено «задолго до», но впервые планы о субсидировании кинотеатров в малых и средних городах были озвучены лишь в сентябре на «Кино Экспо». В конце осени планы стали реальностью. 30 ноября российское правительство дало «добро» на осуществление федеральной программы кинофикации малых и средних городов страны.
Во время проведения конкурса Фонд кино отдавал приоритет заявкам, которые поступали из населенных пунктов, где вообще отсутствует кинотеатр. Можно сказать, что таким показчикам давали «фору». Но в итоге по результатам конкурса самым большим по численности населения городом, где появится современный кинотеатр, станет Саров в Нижегородской области (там проживает чуть более 94 тыс. человек). Стоит заметить, что в этом городе уже есть четыре кинотеатра. В рамках программы уже открылся первый кинотеатр – в городе Шали Чеченской Республики с населением 50 тыс. человек. Кинофикация в малых и средних городах – «важная вещь», считает продюсер и режиссер Александр Роднянский. «Частный бизнес не идет в малые населенные пункты, а ведь именно за его счет строятся кинотеатры в больших городах», – сказал г-н Роднянский корреспонденту «НИ».
Чуть меньше чем за две недели было подано 655 заявок, из них по итогам конкурса специальная комиссия отобрала 143 участника из 51 региона. Каждая площадка-победитель получила господдержку в размере не более пяти млн. рублей. Эти деньги показчики смогут потратить на покупку нового цифрового оборудования, киноинвентаря, акустических систем и на монтаж всего приобретенного. Перечисленные пункты были прописаны в соглашении с Фондом кино. Также в условиях договора о субсидировании оговаривались сроки «переоборудования». Показчики должны будут начать транслировать кинофильмы к 31 декабря 2016 года и продолжать (минимум!) до конца 2018-го. Стоит также отметить, что, диктуя определенные условия показчикам, не мешало бы учитывать особенности тех или иных населенных пунктов.
Сколько экспертов, столько и мнений
У каждой инициативы есть свои «за» и «против». Сценарист и режиссер Марина Потапова в целом отрицательно относится к идее кинофикации: «Как правило, подобные затеи – это бестолковая трата денег. Локальным домам культуры и клубам нужно организовываться снизу, а государство должно просто поддерживать инициативы». Кинокритик Леонид Павлючик же абсолютно уверен: «Зрители нашей большой страны должны быть в равных условиях. В советское время ведь во всей России были кинотеатры, сегодня же 40% населения России не имеет доступа к современному кинематографу. Им приходится ждать выхода фильма по телевизору».
Не стоит загадывать, но вполне возможно, что многие не будут заинтересованы в просмотре фильмов в кинотеатрах. «Кинотеатры в регионах будут востребованы до какой-то определенной степени: возможно, люди будут в них ходить не так часто и не за большие деньги. Ведь фильмы можно посмотреть по телевизору или скачать в Интернете», – говорит «НИ» Марина Потапова. Абсолютно противоположная точка зрения у продюсера Александра Роднянского: «Кинотеатр – это не только зал для просмотра фильмов, но коммуникативный центр, который будет точкой притяжения. Ведь там будет не только кинозал, но и кафе».
Во-первых, стоит сказать, что поход в кино – это все-таки отдельная статья расходов. Как замечает кинокритик Леонид Павлючик, «в России неоправданно высокая цена на билет в кино». А в регионах все-таки не такие большие оклады, как в столицах. Но продюсер Александр Роднянский уверен: «Кинотеатры в малых городах будут пользоваться спросом, если цена на билет будет разумной. Ведь жизнь современного человека становится полнее, когда у него есть выбор, а кинотеатры его дают. Не всегда же смотреть фильмы по Интернету или по телевизору». Во-вторых, не все захотят тратить драгоценное время на просмотр ленты. Леонид Павлючик с сожалением констатирует: «Зрители отвыкли ходить в кино, даже в столицах. Средняя заполняемость залов по России всего 18 процентов». Государство могло пойти другим путем и при этом сыграть свою социальную роль – дать доступ к Сети всем жителям малых и средних городов. «Важнее было бы провести Интернет во все регионы. Что толку от домов культуры и клубов, если они отделены от всего мира? Лекции и разного рода мероприятия могут быть устроены так, чтобы деятели культуры по скайпу общались с местным населением», – утверждает Марина Потапова. Но что сделано, то сделано. Тем более все-таки год кино, а не Интернета.
Даешь кино в массы!
Согласно плану, продукция отечественного кинорынка распространится на 51 регион. В декабре 2015 года на IV Санкт-Петербургском Международном форуме в рамках конференции «Кино на большом экране: реставрация и развитие» выступил генеральный директор «Невафильма» Олег Березин. В своем докладе он проанализировал прирост посещаемости кинотеатров по рынку в целом, при условии субсидирования 140 кинотеатров. Так вот прирост составит всего 0,5% по стране, в то время как число кинозалов вырастет на 4%. Довольно маленькое увеличение посещаемости по сравнению с издержками объясняется ритмом жизни и небольшим доходом населения.
Подлинный смысл кинофикации нужно искать, скорее всего, в желании расширить географию прибыли от съемок отечественных фильмов. Ведь кинотеатр сегодня – это едва ли не главный источник монетизации затрат на производство фильмов, потому что зритель практически перестал покупать DVD, а работа онлайн-кинотеатров в России пока еще недостаточно налажена. Остается только один выход – возвращать инвестиции, вложенные в создание фильма, с помощью кинотеатров. Не зря же в аннотации к каждой кинокартине есть строчка «кассовые сборы», где дана информация о выручке фильма с продажи билетов в кинотеатрах.
Начало положено, как быть дальше?
Самым маленьким «кинофицированным» населенным пунктом станет рабочий поселок городского типа Русская Поляна в Омской области, где проживает около семи тыс. человек. Здесь появится первый кинотеатр с новым оборудованием, созданный на дотации государства. А что дальше? Кто будет налаживать отношения между дистрибьюторами и показчиками? Ведь в глубинке этим вопросом раньше никто не занимался, а значит, и профессионалов в этой области нет. Поэтому, скорее всего, нужна не только общефедеральная поддержка, но и вовлечение муниципальных властей, которые будут способствовать развитию киноиндустрии в малых и средних городах. Сомнительно, что дистрибьюторы пойдут на льготный режим кинопроката. Выгоды для них никакой нет. Но помочь наладить контакт «дистрибьютор – показчик» вызвался Фонд кино. На декабрьской конференции в Санкт-Петербурге гендиректор «Невафильма» Олег Березин выдвинул тезисы-ограничения, которые смогут поспособствовать улучшению проката. Например, он предложил запретить дистрибьюторам отказывать кинотеатрам в малых и средних городах в предоставлении фильмов и устанавливать минимальное количество сеансов, а также предложил снизить прокатную плату на 25–30%. Будет ли использовать Фонд кино тезисы-ограничения Олега Березина – неизвестно. Пока что только было объявлено о «второй волне» конкурса в поддержку создания новых кинотеатров в малых и средних городах. Результаты будут известны в июне. Ждать придется довольно долго – целую весну, в то время как победители «первой волны» стали известны довольно быстро. В итоге Фонд кино отберет 400 киноплощадок, которые в дальнейшем станут получать господдержку в модернизации залов.