Под индексом потребительской уверенности (Consumer Confidence Index, CCI) понимается индикатор, фиксирующий степень оптимизма граждан относительно состояния экономики, который население выражает через показатели своего потребления. Составляющими данного индекса являются результаты опросов потребителей по экономическому положению в стране, их личному материальному достатку, их покупкам и сбережениям. Росстат вычисляет данный показатель в ежеквартальном режиме.
Судя по последним данным, CCI в I квартале 2016 года по сравнению с IV кварталом 2015-го снизился на 4 процентных пункта, составив минус 30% (против минус 26%). Для сравнения: в III квартале прошлого года снижение равнялось минус 24%, во II квартале – минус 23%, в I квартале – минус 32%.
В аналитической справке Росстата подчеркивается, что «снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой большинства его компонентов». При этом наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в экономике РФ.
При этом, как выявило исследование, в течение следующих 12 месяцев на позитивные сдвиги в отечественной экономике надеются 15% опрошенных (в IV квартале 2015-го таковых было чуть больше – 16%). Доля отрицательных оценок увеличилась до 41% (в IV квартале 2015-го показатель соответственно равнялся 37%). Доля респондентов, не верящих, что экономическая ситуация в стране изменится, осталась на прежнем уровне – 39%.
Число тех, кто положительно оценивает произошедшие изменения в экономической ситуации, сократилось до 5% (в IV квартале 2015 года таковых было 6%). Показательно, что доля негативных оценок при этом возросла до 75% (против 67% в IV квартале 2015 года). О возрастании негатива свидетельствует и то, что уменьшилось даже число нейтральных оценок – они сократились до 20% (с 26% в IV квартале прошлого года).
По личному материальному положению индекс ожидаемых изменений в I квартале 2016 года не изменился, остановившись на уровне минус 15%. Ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев оказалось 9%. В то же время доля тех, кто ждет падения своего достатка, возросла до 33% (в IV квартале 2015 года она составляла 31%). Таким образом, индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился на 4 процентных пункта и составил минус 29% против минус 25% в IV квартале 2015 года.
По условиям крупных покупок индекс благоприятности упал на 5 процентных пунктов, выразившись в цифре минус 43% – против минус 38% в IV квартале 2015 года.
По условиям для сбережений индекс благоприятности понизился на 2 процентных пункта и составил минус 49% против минус 47% в IV квартале 2015 года.
По оценке заместителя директора Центра развития Высшей школы экономики Валерия Миронова, в результатах исследований Росстата по индексу потребительской уверенности нет ничего удивительного, поскольку по всем прогнозам 2016 год окажется для россиян крайне непростым. По замечанию собеседника «НИ», утверждать, что окрепший внутренний спрос сыграет роль драйвера экономического роста и начнет способствовать выходу из кризиса, пока никак не приходится. «Ослабление национальной валюты может продолжиться, чему способствует волатильность нефтяных цен. Соответственно снова подскочит инфляция (которая при любых раскладах остается в пределах двузначных цифр, около 10%), что неминуемо будет отражаться на ценниках в магазинах и на рынках. Поэтому рассчитывать на траекторию экономического роста в нынешнем году не приходится, что и фиксируют замеры Росстата», – резюмирует эксперт.