Posted 10 апреля 2016, 16:21
Published 10 апреля 2016, 16:21
Modified 8 марта 2024, 03:00
Updated 8 марта 2024, 03:00
– РГГУ объявили зоной, чистой от плагиата. Есть ли в этом заслуга «Диссернета»?
– Я думаю, да, поскольку мы публично заявили о проблеме. Мы ведем счет профессоров и доцентов из разных вузов, которые были оппонентами или научными руководителями при защите фальшивых диссертаций. Преподаватели из РГГУ были в нем на видном месте. Один из диссертационных советов занимался тем, что клепал диссертации. Теперь его закрыли, а в комиссию по борьбе с плагиатом вошли уважаемые люди. По всей видимости, в вузе действительно озаботились этой проблемой. При этом РГГУ – не первый на этом пути. Большие проблемы были зафиксированы в Финансовом университете при правительстве РФ. Там тоже объявили, что будут разбираться в каждом конкретном случае.
– Академическое сообщество вообще одобряет вашу деятельность?
– Есть часть академического сообщества, которая вовлечена в индустрию защиты фальшивых диссертаций, – они всячески сопротивляются. А вот те люди, которым дорога репутация, одобряют. Еще несколько лет назад они не понимали, как спасать ситуацию. А теперь, смотрите, вузы начинают чистить свои ряды. Некоторые плагиаторы лишаются научных степеней.
– А кто чаще всего защищает фальшивые диссертации?
– В основном это преподаватели – директора школ, сотрудники вузов. Оно и понятно: научная степень нужна им для карьерного роста. Хочешь быть доцентом – изволь защитить кандидатскую, хочешь быть профессором – докторскую. Похожая ситуация в медицинской сфере: заведующим отделения, как правило, становится кандидат, а главой больницы – доктор наук. Юристы тоже получают много бонусов при защите диссертации – например, она дает допуск к экзамену на адвоката наравне с юридической практикой.
– Каким же образом они пишут научные работы?
– Наши «клиенты» – те люди, которые работы не только не пишут, но и не читают и даже не видят. Их так называемая диссертация набита, как колбаса, различными текстами, которые хотя бы немного соответствуют тематике. Часто вся работа вообще сводится к замене титульного листа. То есть поменяли фамилию и название работы – и вот, пожалуйста, готов новый ученый. Еще используется замена исходных данных. Например, была диссертация про исследование конкурентоспособности пищевых продуктов. Ее взяли, и слово «шоколад» заменили на слово «говядина», а весь текст и статистические исследования остались прежними. Любят таким же образом менять географию исследования: например, Москву на Краснодар.
– «Диссернет» часто упрекают в политической ангажированности – якобы вы проверяете только чиновников и политиков.
– Это не соответствует действительности: фальшивые диссертации вычисляет специальная программа. Она изучает авторефераты диссертаций, которые доступны публично, сличая их с другими работами. Если заимствования найдены, то диссертацию проверяют волонтеры. Автора работы мы узнаём в самый последний момент. Большинство авторов из базы, где собрано более пяти с половиной тысяч диссертаций, – это неизвестные люди. Чиновников и политиков не так много, но именно про них в первую очередь рассказывает пресса. А выглядит так, будто бы мы специально проверяем именно эти диссертации. Но цель-то наша – не отдельные люди, а изучение ландшафта липовой науки. Мы собираем факты фальсификации диссертаций и потом анализируем данные, чтобы понять, в каких вузах такое происходит чаще всего и какие люди к этому причастны.