На третьем месте среди главных врагов древних архитектурных памятников – после времени и разрушительного воздействия погоды – стоят туристы. Порой они наносят ущерб хрупким артефактам невольно, иногда делают это осознанно. Труднее всего, по мнению музейных работников, бороться с любителями оставлять свой след на исторических экспонатах.
Худшие среди современных вандалов те, кто обожает увековечивать свои имена, высекая их в камне или нанося их краской на стены крепостей и сооружений. Поклонники граффити также клянутся партнерам в вечной любви, раскрывают свои политические пристрастия, делятся эмоциями, возникающими при виде памятников старины и т.д.
В последние годы в связи с ростом популярности граффити вандалы XXI века все больше переходят на этот вид «наскальной» живописи, уродующий памятники. Борьба с ними особенно трудна и неблагодарна, потому что после того, как работники музеев с большим трудом счищают автографы, их место быстро занимают новые надписи.
Особой популярностью у любителей граффити, приезжающих во Флоренцию, пользуется кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре, больше известный как Дуомо. К сожалению, предупреждение «Не пишите на стенах!» такие туристы часто оставляют без внимания. Мало того, кто-то из них с явной издевкой написал те же самые слова черным маркером чуть выше пластиковой таблички с просьбой не уродовать стены собора, расположенного на главной площади города.
Есть, конечно, и сознательные поклонники граффити, хотя встречаются они, увы, редко. Пару лет назад в музей «Опера ди Санта-Мария-дель-Фьоре», в ведении которого находится кафедральный собор, пришли с повинной руководители группы школьников из Японии. Оказалось, что юные гости из Страны восходящего солнца три года подряд приезжали во Флоренцию и каждый год что-то писали на стенах собора.
Проблема «автографов», конечно, появилась не вчера. Достаточно сказать, что одна из надписей на главном колоколе собора датируется 1899 годом.
Пачкание исторических памятников и стен наказывается солидными штрафами. В случае нанесения серьезного ущерба виновник может даже оказаться за решеткой.
Особую остроту борьба с вандалами приняла в последнее время. В прошлом году, например, во дворе кафедрального собора была установлена сигнализация и камера видеонаблюдения. Терпение администрации лопнуло, потому что каждое утро на стенах появлялись новые надписи.
Увы, сигнализация и камеры оказались бессильны против поклонников граффити. В этом году в департаменте культуры Флоренции затеплилась надежда, что положение все же не так безнадежно. Проблеск надежды дал новый метод борьбы с вандалами, который решили опробовать на Кампаниле (колокольне) Джотто – очень красивой башне, стоящей несколько в стороне от собора. Для того чтобы взобраться на 85-метровую высоту, туристам необходимо преодолеть 414 ступеней, поэтому немалая часть гневных граффити посвящена лестнице.
Работники музея «Опера» приложили немало усилий для того, чтобы очистить от надписей стены Кампанилы Джотто. О том, насколько трудно удалять граффити, газете New York Times рассказала музейный архитектор Беатрис Агостини. Ей и девяти помощникам для этого понадобились три месяца. Задача физическая тяжелая и, строго говоря, невозможная. Например, нельзя полностью очистить от граффити мрамор, на котором все равно остаются пусть и малозаметные, но следы. К тому же на стенах колокольни остались труднодоступные участки, с которых еще предстоит удалить надписи современных вандалов.
«После того, как мы очистили стены, нам понадобилось что-то, что удерживало бы туристов от нанесения новых граффити, – рассказывает специалист по соцмедиа музея Алиса Филиппони. – Мы хотели, чтобы люди могли как бы доказать то, что видели памятник, но при этом не пачкали стены».
Сейчас около колокольни Джотто установлены три планшета, на которых туристы могут создавать виртуальные граффити (на фото). На огромном щите над плакатом на итальянском и английском языках разъясняется назначение гаджетов. Администрация также строго предупреждает, что все настенные надписи будут немедленно удаляться.
За первые три дня Кампанилу посетили более 3 тыс. туристов. Они оставили 304 виртуальных граффити и ни одного нового – на стенах.
Пилотный проект выгоден как для поклонников граффити, потому что их надписи заносятся в архив и хранятся вечно, так и для властей, потому что «произведения» туристов не вредят стенам колокольни.
Кроме «вечности», у виртуальных граффити есть и другие преимущества. Автор может выбрать задний фон – дерево, железо, мрамор, штукатурку, т.е. все, как на колокольне, в живом, так сказать, виде. Можно взять и орудие для нанесения граффити. Причем, выбор большой – от губной помады до баллончика с краской.
Авторов граффити просят оставить адреса электронной почты, чтобы им можно было сообщить о размещении их виртуальных «автографов» на специальном сайте после того, как они будут одобрены.
Дирекция музея «Опера ди Санта-Мария-дель-Фьоре» обещает со временем начать распечатывать граффити и заносить их в «бумажный» архив, в котором хранятся документы, датируемые еще 1296 годом.
Пока, говорят во Флоренции, проект «виртуальные граффити» проходит вполне успешно. Любопытно, что некоторые туристы, опрошенные работниками музея, объяснили, что одной из причин, удерживавших их сейчас от нанесения граффити на стенах Кампанилы, стали все же не планшеты, а... чистота стен. Как рассказала Лаура Бахманн, 21-летняя студентка из Германии, приехавшая во Флоренцию с подругой: «Никому не хочется стать первым, кто испачкает такие чистые стены!»