Posted 5 апреля 2016, 21:00

Published 5 апреля 2016, 21:00

Modified 8 марта, 03:02

Updated 8 марта, 03:02

Затянувшийся кризис

5 апреля 2016, 21:00
К решительным мерам ради обеспечения стабильного экономического роста призвала мировое сообщество директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард (на фото). Выступая в понедельник вечером во Франкфуртском университете имени Гете, она заявила: да, глобального кризиса, как в 2008–2009 годах, сегодня нет, однако человечество ст

Глава Международного валютного фонда говорила о кризисном наследии в развитых странах, о повышенной уязвимости развивающихся рынков, о замедлении роста мировой торговли. Кристин Лагард видит необходимость в срочных действиях мирового сообщества сразу по трем направлениям.

Во-первых, требуется ускоренная реализация структурных реформ в развивающихся странах. Во-вторых, следует повышать эффективность и инновационность госрасходов. В-третьих, нельзя забывать о стимулирующей денежно-кредитной политике. «Мы находимся в состоянии боевой готовности, а не тревоги», – добавила Лагард.

В последнее время МВФ устами своих руководителей постоянно бьет тревогу относительно усиливающихся глобальных социально-экономических рисков. Например, на недавнем экономическом форуме в Пекине Лагард заявила, что сложившаяся на сегодня глобальная финансовая система недостаточно защищает интересы стран с формирующимся рынком и нуждается в перестройке. Одним государствам ликвидность доступна больше, чем другим, а значит, рыночная емкость последних недораскрыта из-за снижения капиталовложений, заметила Лагард.

Аналитики напоминают, что с начала года мировые фондовые индексы упали на 6%. За этот период рыночная капитализация компаний по всему миру потеряла 6 трлн. долларов, резко сократились объемы международной торговли. Кстати, как показывает исследование организации Global Trade Alert (GTA), объем торговли в мире переживает стагнацию именно в последние полтора года: ранее он рос в среднем в два раза быстрее, чем глобальный ВВП. В GTA выделили 28 товаров, торговля которыми в долларовом выражении резко снизилась за указанный период. Восемь из них – это сырьевые ресурсы, включая подешевевшие нефть и железную руду.

Тревоги МВФ, GTA и других подобных структур находят подтверждение в данных, которые регулярно публикует Главное таможенное управление КНР. Скажем, в минувшем феврале объем китайского экспорта в долларовом выражении рухнул на 25,4%, продемонстрировав самое значительное падение с начала 2009 года.

Некую черту под этой и общемировой ситуацией подвел первый заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон, заявив в марте в Вашингтоне: «Власти многих стран почти исчерпали возможности для принятия нужных мер или потеряли решимость, необходимую для их внедрения».

Что касается России, то в чем-то она, безусловно, следует в русле общих трендов. Так, в 2015 году внешнеторговый оборот нашей страны сократился по сравнению с 2014-м на 33,2% (импорт – на 31,1%, экспорт – на 36,7%), составив 530,4 млрд. долларов. Эти показатели оказались худшими за последние пять лет. Ухудшив прогноз падения российского ВВП с 1,5% до 2,5%, агентство Moody`s обусловило его снижением цен на нефть, а также тем, что правительство РФ ужесточило фискальную политику.

В беседе с «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев заметил, что кризис в России носит структурный характер, тогда как мировая экономика стоит на пороге кризиса циклического.

«Рыночная экономика не без недостатков, время от времени в ней накапливаются разного рода диспропорции и несоответствия, связанные с перепроизводством, ускоренным развитием финансового сектора и так далее, – говорит эксперт. – У нас все иначе: наши диспропорции являются следствием неэффективной экономической политики и запаздывания с принятием необходимых решений. Беда в том, что подавляющее большинство из них исправить быстро невозможно. Значит, кризис не ограничится хотя бы двумя годами, а затянется на четыре-пять лет, не меньше».

Подпишитесь