Posted 5 апреля 2016, 21:00
Published 5 апреля 2016, 21:00
Modified 8 марта 2024, 03:02
Updated 8 марта 2024, 03:02
У предполагаемых террористок Айгуль Ахметовой, Эльвиры Ахметзяновой, Ирины Фарраховой и Гулии Мухаметзяновой по двое малышей. «Какая террористка из моей жены? Она целыми днями дома с детьми сидит – одному три года, другому четыре», – возмущается в разговоре с «НИ» муж Гулии Ринат Латыфулин.
Сам он ранее привлекался в качестве свидетеля по делу об угрозах религиозным деятелям Альметьевска. Латыфулин уверяет, что не имеет отношения ни к каким запрещенным организациям, а просто, как правоверный мусульманин, ходит в мечеть.
По словам Рината Латыфулина, 24 марта ранним утром сотрудники ФСБ приехали с обысками примерно к десятку мусульманских семей. Среди тех, к кому наведались силовики, был родной брат Рината. «Он позвонил нам, и мы решили с женой узнать, в чем дело», – вспоминает мужчина. По его словам, они приехали к брату и начали говорить с правоохранителями, просить у них документы.
«Документов нам никаких не показали, а просто затолкали нас в «уазик» и поехали с обыском к нам домой. Никакого протокола о задержании не составляли», – говорит собеседник «НИ». В ходе обыска не нашли ни оружия, ни запрещенной литературы, но увезли всю технику. Жену Рината тоже забрали на допрос в ФСБ и там продержали весь день, практически до полуночи. Ночевать увезли в ОВД, а утром – на суд, где определяли меру пресечения. «Весь день ее не кормили, а когда повезли в суд, дали кусок хлеба и стакан чая», – рассказывает Латыфулин.
Следствие ходатайствовало о заключении фигуранток дела в СИЗО, однако суд предпочел отправить женщин под домашний арест на два месяца. «С 25 марта на один месяц и 28 дней», – уточняет Ринат. По его словам, с того момента никаких следственных действий с его женой пока не проводят.
Адвокат Руслан Гарифуллин защищает двух девушек – Фаррахову и Мухаметзянову. Их обвиняют в причастности к движению «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Это международная организация, которая считается террористической только в России – большинство других стран, в которых она запрещена (это Узбекистан, Казахстан, Турция, Пакистан, Таджикистан, а также Германия и США), характеризуют ее в основном как экстремистскую или антисемитскую. По словам Гарифуллина, женщины были знакомы друг с другом, но не слишком близко – виделись в мечети или халяльном магазине. «Само исследование личности говорит о том, что они не могли быть причастны к терроризму – у них у всех дети, одна из них кормящая мать», – рассказал адвокат.
В постановлении о привлечении девушек в качестве обвиняемых приведены слова некоего анонимного свидетеля, который в ходе оперативных мероприятий сообщил, что его вербовали в группировку. При этом личность свидетеля засекречена – это было сделано без правовых оснований, указывает адвокат. «Свидетелю можно оставаться анонимным, если ему явно что-то угрожает», – объяснил Гарифуллин. Он подчеркнул, что в данном случае такого не происходит.
По словам Рината Латыфулина, подозрения сотрудников ФСБ вызвали традиционные дружеские посиделки, которые устраивают мусульмане по праздникам. Например, во время месячного поста, когда мусульманам нельзя днем принимать пищу. «После захода солнца мы устраиваем ифтары (разговения), и все мусульмане друг к другу ходят в гости, дарят подарки. Это такой месяц щедрости, месяц открытости. Прицепились к этому – говорят, что мы на ифтарах кого-то агитировали», – рассказывает он.
Отметим, за участие в деятельности организации, которая признана террористической, женщинам может грозить до 10 лет лишения свободы.
В республиканском УФСБ отказались от комментариев. Однако в конце марта правоохранители отчитались о 17 уголовных делах, возбужденных после рейдов в трех городах Татарстана – Казани, Набережных Челнах и Альметьевске.
По всей видимости, правоохранители устроили большую облаву на участников «Хизб ут-Тахрир», рассуждает в беседе с «НИ» эксперт информационно-аналитического центра «Сова» Ольга Сибирева. Она не исключила, что кто-то из задержанных мог попасть под раздачу безо всякой вины. По словам г-жи Сибиревой, о терроризме можно говорить только в том случае, если у подозреваемого находят оружие, взрывчатку или иные доказательства подготовки теракта.
Отметим, что в 2015 году членам «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» вынесено пять приговоров: были осуждены 15 человек в Уфе, Самаре, Челябинске, Дагестане, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Следователи нашли в России уцелевших адептов «Аум Синрикё»