Posted 4 апреля 2016, 21:00
Published 4 апреля 2016, 21:00
Modified 8 марта, 03:02
Updated 8 марта, 03:02
Так называемые «панамские документы» являются беспрецедентной утечкой файлов из базы данных одной из крупнейших в мире офшорных юридических фирм – Mossack Fonseca. Записи были получены от анонимного источника немецкой газеты Suddeutsche Zeitung, которая поделилась ими с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ). Затем ICIJ привлекла к работе над подготовкой разоблачительных материалов широкую сеть международных партнеров.
В течение года 380 журналистов изучали 11,5 млн. файлов об офшорах и искали в них чиновников и политиков из своих стран. В результате совместной работы были составлены досье на 12 бывших и действующих премьеров и президентов, 128 политиков и чиновников – не говоря уже об их родственниках и друзьях.
Среди них: премьер-министр Пакистана Наваз Шариф, бывший вице-президент Ирака Айяд Аллауи, президент Украины Петр Порошенко, сын экс-президента Египта Алаа Мубарак, премьер-министр Исландии Сигмюндюр Гюннлёйгссон, дети президента Азербайджана Ильхама Алиева, члены семьи лидера Китая Си Цзиньпина, отец премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и другие. Секретные счета нашли также у актера Джеки Чана и футболиста Лионеля Месси.
В списке достаточно влиятельных персон, обращает на себя внимание только отсутствие представителей властей США.
Что касается российских политиков, то, как утверждают в ICIJ и «Новой газете», которая являлась партнером расследователей в нашей стране, зарубежные активы напрямую либо через родственников имеют глава Псковской области Андрей Турчак, губернатор Челябинской области Борис Дубровский, депутаты Госдумы от «Единой России» Виктор Звагельский, Михаил Слипенчук и Александр Бабаков, а также представляющий Чечню сенатор Сулейман Геремеев. Кроме того, среди фигурантов расследования значатся фигуристка Татьяна Навка, сын главы Минэкономики Дмитрий Улюкаев, заммэра Москвы Максим Ликсутов и члены семей высокопоставленных силовиков.
Имя президента Владимира Путина не фигурирует ни в одном из документов, но упомянутого в расследовании музыканта Сергея Ролдугина расследователи называют его «другом». Ранее пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сообщал о готовящейся публикации ICIJ и характеризовал ее как информационный «вброс». «Признаюсь, что ждали мы, конечно, более квалифицированных итогов работы этого журналистского сообщества», – прокомментировал Песков ситуацию уже после выхода статьи. ICIJ не способна оказать какое-то негативное влияние на российские власти, убежден он.
В понедельник президент банка ВТБ Андрей Костин в интервью телеканалу Bloomberg назвал «бредом» выводы журналистов-расследователей. В правительстве Челябинской области сообщили, что до момента вступления в должность губернатора г-н Дубровский довольно активно и успешно занимался бизнесом, однако в настоящий момент все его активы, в полном соответствии с федеральным законодательством, переданы по договорам доверительного управления. Татьяна Навка в целом опровергла информацию, что она когда-либо прятала деньги в офшорах.
Стоит отметить, что сам факт использования «налогового убежища», если это не запрещено национальным законодательством для представителей власти, не является нелегальным, а его создание – порой весьма логичный шаг. Другой вопрос, что зачастую офшоры используются для сложных схем, цель которых – скрыть нажитые сомнительным путем состояния.
Первым главой государства, приветствовавшим утечку, стал президент Франции Франсуа Олланд. Как передает AFP, он поблагодарил «разоблачителей». Несколько иную позицию занял министр информации Пакистана Первез Рашид. На вопрос Reuters об офшорных компаниях, находящихся в собственности премьер-министра страны, он ответил следующим образом: «Каждый человек имеет право делать то, что он хочет, со своими активами – бросить их в море, продать или установить доверительное управление. В пакистанском законе в этом нет никакого преступления».
А вот исландскому премьеру придется держать ответ за свои офшорные счета перед парламентом – после публикации доклада он вызван для дачи объяснений. По данным журналистов, Сигмюндюр Гюннлёйгссон сначала не задекларировал свою компанию, а затем продал половину от нее жене за 1 доллар.
На фоне современного кризиса в журналистике «панамские документы» стали свидетельством того, насколько важна свободная и здоровая пресса, пишет немецкая Die Welt. Политические системы находятся в руках тех, для кого приоритетом остается соблюдение собственных интересов, а процесс турбоглобализации последних 25 лет был выстроен таким образом, чтобы элита могла найти многочисленные лазейки с целью спрятать деньги и избежать общения с финансовыми органами в своей стране, делает вывод издание.
Многие эксперты по антикоррупционной борьбе из разных стран также приветствовали беспрецедентный опыт международного журналистского сотрудничества как демонстрацию солидарности, которой не могут добиться официальные следственные органы.