Центр адаптации, созданный в 1996 году благодаря правозащитникам из комитета «Гражданское содействие», существует сейчас в основном силами волонтеров. Они помогают приехавшим из-за границы детям учиться в России.
Основных направлений работы несколько, рассказывает «НИ» директор центра Ольга Николаенко. Первое - это «Школа на коленке»: обучение для тех детей, которых в общеобразовательные школы почему-то не берут. Верховный суд в прошлом году подтвердил право детей приезжих поступать в учебные заведения и без свидетельства о регистрации. Однако на практике детей беженцев и мигрантов в школы до сих пор принимают не всегда. «Девочку Фатиму не брали в школу. После решения Верховного суда ее в школу взяли, после чего управление образования сделало выговор этому директору, - рассказывает Ольга Николаенко. - Поэтому стараются детей беженцев в школы не принимать. Мы пишем жалобы, но их рассматривают долго, а дети пока должны где-то учиться!»
Дети учатся - сейчас у них два учебных дня в неделю. Все как положено - со звонками, переменами, домашними заданиями. Обучают их русскому языку, математике и окружающему миру. На каждом уроке дети разбиваются на группы в зависимости от уровня подготовки. Каждую группу - мини-класс - ведет отдельный преподаватель.
Михаил Лашкевич стал волонтером Центра еще в конце 90-х, сейчас он преподает физику. «В тот момент, когда я начал этим заниматься, кончилась первая чеченская война. Для меня было важно помочь людям, которые стали ее жертвами», - объяснил он. Кроме того, по словам Михаила, ему самому интересно учить детей: «Общаюсь и с ребятами, и с волонтерами, не замыкаюсь в себе».
Второе направление - это индивидуальное сопровождение тех детишек, которым удалось попасть в школу. «Ребята в постоянном стрессе, могут чего-то не понимать, а объяснять им отдельно никто из учителей не хочет», - говорит Ольга Николаенко. И приводит в пример девочку Азоду, которая с рыданиями отказывалась идти в школу, потому что не понимала, что такое дроби. «Пришлось нашему волонтеру принести ей торт и наглядно показать, что вот это - ½ торта, а это - ¼… После этого девочка перестала плакать».
С одной из девочек занимается математикой Сергей Ясинский, он стал преподавателем Центра совсем недавно. «У меня никогда раньше не было педагогического опыта, и мне пока страшно», - признается он. По словам молодого человека, ему захотелось внести в свою жизнь какой-то дополнительный смысл.
Третье направление - подготовка к школе для самых маленьких, это как настоящий детский сад. Малыши водят хороводы, рисуют и лепят, у них проводятся музыкальные занятия. В игре они обучаются русскому языку и социализируются.
Еще один способ учить детей играя - это «Лаборатория праздника». В ней участвуют все дети, вне зависимости от возраста и от того, ходят они в школу или нет. «Мы устраиваем праздники, когда детям хотим что-то рассказать, а на школьных занятиях не получается», - говорит Ольга Николаенко. Праздник может пройти в формате киноклуба или сказочной инсценировки.
Например, в прошлый раз дети играли в замок короля Артура, а еще воображали себя жителями волшебного города Кукарямбурга, учились пользоваться паспортами, зарабатывать деньги, ходить в кафе и салон красоты. «Дети могут думать, что они играют, но на самом деле всё, что они делают - это элементы обучения», - объясняет Ольга.
Занятия проходят в помещениях музеев и общественных центров, а то и на квартире у волонтеров. «Все боятся нас пускать, потому что «Гражданское содействие» - иностранные агенты», - сетует Ольга Николаенко.
Раньше у Центра была своя площадка - нарядное помещение недалеко от центра Москвы. Однако летом 2015 года департамент имущества столицы в одностороннем порядке прекратил договор аренды, который был бессрочным. Тогда за Центр вступились многие правозащитники, в том числе и бывший уполномоченный по правам человека Владимир Лукин: он констатировал, что даже те дети, которых не берут в школу, не должны оставаться неучами.
Представители Центра начали судиться с департаментом, но чиновники, не дожидаясь окончания тяжбы, в феврале 2016 года опечатали помещение вместе со всеми вещами, техникой и детскими игрушками. Ольга Николаенко едва успела забрать свой личный ноутбук. В департамент уже отправили просьбу разрешить доступ в помещение, но ответа пока нет: обращение рассматривается.