Posted 29 марта 2016,, 21:00

Published 29 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Упавшие с лабутенов

Упавшие с лабутенов

29 марта 2016, 21:00
Упавшие с лабутенов

Однажды я хотел обсудить с Гариком Сукачевым нюансы звучания группы «Неприкасаемые» до и после ухода из нее некоторых участников, но музыкант довольно резко отказался обсуждать тему. «Вообще неважно, кто там играет на каком инструменте, – заявил Гарик. – Звучание определяет лидер. Если группа моя, то на самом деле это я звучу, а остальные лишь воплощают в жизнь мои установки».

Сергей Шнуров на днях практически повторил сукачевскую формулу: «Ленинград» – это то, что придумал и придумываю я. Живу этим, как бы высокопарно это ни звучало. Я никому ничего не обещал. По собственной прихоти делаю из средних певичек вполне себе звездочек. Придумываю образ, материал, продвигаю. Решаю, как подать, чтобы их полюбили. Ну, не совсем их – образ, конечно. Усилиями коллектива мы создаем героиню мифа из ничего. Придуманные мной и сделанные коллективом героини мифа довольно быстро и наивно начинают сами верить в свою божественную природу. А с богинями мы не умеем. Мы тут горшки обжигаем». Это был комментарий Сергея к нашумевшему уходу из «Ленинграда» солистки Алисы Вокс-Бурмистровой. По одной версии, она была уволена Шнуром, по другой – ушла, чтобы начать сольную карьеру. Так или иначе, уход был предопределен.

В группе «Ленинград» довольно давно начали появляться бэк-вокалистки – как временные, так и более-менее постоянные. В таком качестве в коллективе долго присутствовала и Юлия Коган. А потом Шнурова вдруг пробило на песни от женского лица, и рыжая бестия Коган вышла на передний план сцены – бывали у «Ленинграда» концерты и альбомы, где она пела больше Шнура. Никакой специальной раскрутки лидер «Ленинграда» для вокалистки не планировал, но тут у публики взыграло любопытство. Пришлось как-то попиарить девушку, сообщить имя и некоторые подробности биографии. Мне как раз тогда довелось пообщаться со Шнуровым, и он крайне изумился вопросу, предлагает ли солистка какие-то строчки и может ли отказаться петь что-то особенно скабрезное. «Пока не отказывалась», – озадаченно ответил Сергей (и, видимо, подумал что-то вроде «это я звучу» и «придумал и придумываю я», что будет произнесено вслух только через несколько лет).

Вскоре такая ситуация вошла в противоречие с ярким сценическим образом Юлии Коган, и она решила, что переросла чужие тексты. Уйдя из «Ленинграда», певица записала сольный альбом «Огонь-баба», где выступила в опробованном в группе образе стервозной оторвы – но с совершенно невразумительным результатом. Коган попыталась петь про то же самое, но без мата – получилось почему-то гораздо пошлее, чем у Шнурова. Послушайте песню «Никита» – поймете, о чем я.

Замена Коган на Алису Вокс-Бурмистрову прошла для «Ленинграда» практически безболезненно. Показалось, что Шнуров на этот раз немножко подул на воду, приглашая менее харизматичную вокалистку. Алиса безотказно исполняла предлагаемые песни, снималась в клипах и будто бы не претендовала на первые роли: этакая девушка-функция, не более того. Но у нас в стране такие варианты категорически не проходят. Когда-то продюсер Максим Фадеев хотел вместо Глюкозы отправить на гастроли ее мультяшное изображение, а солистку вообще не показывать. Но надо было у кого-то брать интервью и автографы и снимать для тинейджерских журналов – так появилась Наташа Ионова, после чего про ее нарисованное альтер эго вспоминать почти перестали. Так и с солисткой «Ленинграда»: если человек поет в микрофон, сразу возникает ощущение, что ему есть что сказать – поэтому Алисой Вокс стали интересоваться журналисты и зрители.

Мощным катализатором этого интереса стали пресловутые лабутены. Песня «Экспонат» настолько свела всех с ума, что мегазвездами мгновенно стали и Юлия Топольницкая, сыгравшая в клипе, и Алиса Бурмистрова, спевшая про «восхитительные штаны» в «Вечернем Урганте»: тут блондинку с микрофоном наконец-то рассмотрела многомиллионная аудитория. Если посмотреть недавние заголовки новостей про смену состава «Ленинграда», то там постоянно фигурирует «исполнительница хита про лабутены», причем под эту сурдинку некоторые успели разрекламировать и новый сериал с Топольницкой. Между тем до «Лабутенов» Алиса три года пела композиции «Ленинграда» и какого-то особенного отношения к «Экспонату» не имела: для нее это была всего лишь очередная песня, которую написал начальник Шнуров.

Дальше получилось не очень красиво: Алиса Вокс опубликовала вежливый статус о начале сольной карьеры с благодарностью «Ленинграду». Жена Шнурова указала ей на то, что такой благодарности недостаточно, а «Ленинград» посвятил на концерте нецензурную песню. Алиса готовит сольную программу непонятно из каких песен: «Лабутены» исполнять ей никто не разрешит, а найти другого талантливого автора архисложно, как показывает пример Юлии Коган (которая тоже почему-то обругала ушедшую Алису).

В «Ленинград» же после скоропостижного кастинга были взяты две новые солистки: Василиса Старшова и Флорида Чантурия. Все, кто мог, уже опубликовали краткие биографические справки девушек, хотя Шнуров, вероятно, предпочел бы, чтобы они остались безымянными для широкой публики, ведь певицы всего лишь озвучивают его мысли. Но процесс превращения статисток в богинь от него, похоже, не зависит, и мы наблюдаем начало нового круга этого бесконечного забега. Уже понятно, кто через пару лет на лабутенах уйдет из группы ради мифической сольной карьеры.

Автор – музыкальный обозреватель «НИ»

"