Согласно законопроекту, в разработке которого приняли участие специалисты администрации президента, аппарата правительства и Минфина, кабинетом министров будет определен единый организатор государственных лотерей. За единым организатором будет закреплено право заключать контракты по результатам открытого конкурса с оператором лотереи – компанией, обеспечивающей работу лотерейных магазинов и устанавливаемых в них видеолотерейных терминалов.
Благодаря этому законопроекту государство делает шаг в сторону упорядочивания и декриминализации лотерейного бизнеса, вытесняя с рынка бестиражных лотерей теневых игроков, развивших в России широчайшую сеть подпольных игровых аппаратов и прикрывающихся вывеской легальной лотереи.
По поводу возрождения в России лотереи развернулась бурная общественная полемика. Представители теневого бизнеса, используя средства массовой информации, прилагают массу усилий, чтобы навязать обществу идею о том, что правительство возрождает только недавно ограниченный игорный бизнес. Причина столь рьяной битвы против упорядочивания отрасли очевидна – при введении в действие регулирующих мер теневой бизнес потеряет свои колоссальные доходы, получаемые за счет одурачивания посетителей и в обход каких-либо налогов.
Мировая практика показывает, что в развитых странах в лотереях на регулярной основе принимают участие от 7 до 15% взрослого населения. И речь здесь не о лудоманах, а о естественной для любого общества группе азартных людей, которые так или иначе реализуют свою потребность в игре.
«Если мы говорим о взаимоуважительных отношениях государства и граждан, то, наверное, гражданам надо больше доверять. Если американцы имеют возможность играть, почему не имеют возможности играть россияне, в частности», – говорит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.
Азарт без криминала
Прежде всего, принимаемые поправки нацелены на проводимую российскими властями кампанию по декриминализации сферы азартных игр. Государство стремится прописать прозрачные правила игры и установить операционный и фискальный контроль за проведением лотерей.
«Сейчас обычные пролетарии ходят к одноруким бандитам в подпольные залы, нажимают на кнопки, просаживают полностью зарплаты или деньги, взятые в долг. В итоге – трагедии и беда в семьях, – говорит директор Института политической социологии Вячеслава Смирнов. – Государству, я думаю, нужно упорядочить игровую отрасль, потому что эффективно бороться с однорукими бандитами власти не смогли».
Благодаря поправкам можно минимизировать, если не свести к нулю, возможность мошенничеств с терминалами. Как отметил Константин Калачев, раньше проблема была в том, что частный собственник мог так настроить игровой автомат, что ты никогда не выиграешь. Предлагаемые поправки сделают это абсолютно не возможным.
По новым правилам видеолотерейные терминалы не будут производить никаких вычислений или использовать особые алгоритмы «подстройки», на которую мог бы влиять оператор. Они только визуализирует случайный выбор электронного лотерейного билета. Все комбинации в лотерее будут определены и зарегистрированы заранее в едином центре, а затем случайным образом выдаваться на терминале.
«Если инициатива получит поддержку, это будет означать, что махинаций станет меньше. К государству всегда больше доверия. У госорганов есть возможность упорядочить деятельность оператора лотерей, так как доступ к информации будет только у одной структуры», – аргументирует он свою позицию.
Особенно важным ограничением, которое вводит новый законопроект, является возрастные рамки для участия в лотерее. Оператор лотерейного магазина будет нести ответственность за проверку документов каждого игрока. Тем самым, наконец, удастся уберечь детей от участия в платных азартных играх, которые в настоящее время широко доступны благодаря нелегальным игорным точкам.
Еще один важный аргумент в пользу принятия законопроекта – это, что инициатива существенно повысит доходы госбюджета. Эксперты уверены, что все средства пойдут на поддержку социально значимых программ – развитие спорта, помощь инвалидам и многодетным семьям.
«Главная цель проведения такой лотереи – получение дополнительных доходов для социальной сферы», – отметил член Общественной палаты РФ Владимир Слепак. Он напомнил, что буквально на днях президент Путин провел встречу с Эллой Памфиловой, на которой говорилось о колоссальном расслоении в обществе и о том, что нужно усилить социальную поддержку. Минфин изыскивает дополнительные средства. Член Общественной палаты уточнил, что в этой сфере вполне можно взять на вооружение международную практику.
«В той же Финляндии стоят аппараты, на которых написано, что участием в лотерее играющий помогает детям-инвалидам», – рассказал Слепак. Он подчеркнул, что в России очень много «дыр», куда можно направить деньги от лотереи – развитие спорта, помощь детям-инвалидам, обустройство детских домов.
Суть инициативы
Аргументы оппонентов, которые считают, что в страну таким образом возвращается игорный бизнес, можно считать безосновательными. Так, в самом законопроекте описывается разница между лотерейным и игорным оборудованием, устанавливается перечень технических средств, с помощью которых разрешено проведение и распространение лотерей. А распространителей обяжут открывать специальные лотерейные магазины, в которых будут установлены разрешенные законом терминалы. При этом использование видеолотерейных терминалов за пределами данных магазинов будет запрещено. Кроме того, предусмотрено создание единой системы учета изготовления и реализации бумажных и электронных лотерейных билетов.
Один из разработчиков законопроекта, заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев уверен, что новые поправки в ФЗ «О лотереях» сделают рынок более прозрачным и предсказуемым и увеличат доходы бюджета. «Эти поправки должны сделать деятельность оператора лотерей более прозрачной, победить незаконный игорный бизнес и повысить целевые отчисления», — считает Моисеев. Несмотря на острую дискуссию о судьбе моментальных лотерей, ведомство сочло возможным оставить формат бестиражных лотерей, поскольку он привычен с советских времен и при определенных условиях не несет никаких рисков.
Несмотря на то, что количество лотерей останется прежним, структура управления изменится: организатором государственных лотерей будет не два ведомства, а одно — скорее всего, им станет Минспорта. Минфину будет отведена роль регулятора, а организатор будет определен отдельным постановлением правительства. Вместо двух операторов останется один. «Должен быть один контрагент, оператор – понятная и прозрачная для государства акционерная структура», – отмечает Алексей Моисеев.
Законом определяется понятие «лотерейный магазин» – место, где будут реализовываться лотерейные билеты. Оборудование таких магазинов подлежит обязательной сертификации и подключено к единому информационному центру, позволяющему контролировать реализацию бумажных и электронных лотерейных билетов.
В соответствии с поправками призовой фонд должен составлять не менее 50% выручки лотерейного магазина. Оставшаяся часть будет перечисляться в федеральный бюджет и расходоваться на социальные программы, в частности, на поддержку спорта высших достижений.
Работа над ошибками
Напомним, что с вступлением в 2009 году в силу федерального закона о запрете деятельности игорных заведений в России весь игорный бизнес был перенесен в специально отведенные зоны – в Краснодарский край, Калининградскую область, на Алтай и в Приморский край. Запретив игорные заведения в крупных городах, правительство предложило всем желающим строить свои «Монте-Карло» с нуля, причем в малопригодных для этого местах – в отдалении от крупных городов, лишенных развитой инфраструктуры и туристического потока. Вопреки ожиданиям, люди не поехали за тысячи километров, чтобы просто посидеть за игровым столом или перед слот-автоматами, а инвесторы не проявили должного азарта в освоении труднодоступных территорий.
На создание подобных «резерваций» было потрачено более 3 млрд. руб., однако коммерческой выгоды российскому бюджету они практически не принесли.
Между тем, деятельность игорных заведений по стране не прекратилась – большая часть ушла в подполье, а «однорукие бандиты», модернизированные под игровые терминалы, по-прежнему привлекают азартных игроков. По разным оценкам, годовой оборот теневого бизнеса азартных игр составляет около 6 млрд. долларов, из которых государству не достается ни копейки. В проигрыше остаются и сами граждане, поскольку размер выигрыша в таких игровых автоматах не регламентирован, а игровую комбинацию выдает генератор случайных чисел. В них результат запрограммирован заранее, и, как говорят знатоки, «казино всегда в выигрыше».
Мысль о том, что монопольное право на этот вид деятельности должно принадлежать государству, возникла довольно давно. В частности, «Сбербанк России» в свое время предлагал поправки в текст Закона «О лотереях», не допускающие появления негосударственных и региональных лотерей. Минфину и Минэкономразвития было поручено внести предложения по реформированию этого рынка.
Новый законопроект, предложенный Минфином, предполагает, что Россия пойдет по пути большинства развитых стран, получающих солидный доход в бюджет от лотерей. Лотерейный сегмент становится не только полностью прозрачным, но и высокодоходным, функционируя в интересах государства.
Член общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин в этой связи отметил: «Если закон предусматривает, что лотерею проводит государство, то идея хорошая. Даже в советские времена они проводились. Идея имеет право на жизнь, если это государственная лотерея, и вряд ли получит поддержку, если речь пойдет о частниках».
Преимущества государственного контроля
Кстати, это не первая попытка навести порядок в данной сфере. В июне 2014 года был принят закон «О лотереях», запретивший все частные розыгрыши. Причиной послужили криминализация и непрозрачность отрасли, в которой появилось около 3 тыс. лотерей и 300 операторов. Многие под этим прикрытием занимались незаконным игорным бизнесом.
«Во всем цивилизованном мире лотереи государственные, а не частные. У нас же в большинстве случаев выигрыш просто не доходил до потребителя», – говорит один из членов рабочей группы законопроекта. К тому же, по данным авторов ФЗ «О лотереях» на конец 2013 года, бюджет получал в 10 раз меньше, чем мог бы: 1 млрд. рублей вместо 10 млрд. рублей в год. К слову, государство получает от букмекерских контор всего 7,5 тыс. рублей в месяц, вне зависимости от размера и оборота игровой точки, который может исчисляться миллионами рублей.
С вступлением закона в силу в 2014 году на рынке остались только семь тиражных и десять бестиражных государственных лотерей, организаторами которых выступили Минфин и Минспорт. На конкурсе ведомства выбирали операторов лотерей – ими стали компании «Спортлото» и «Государственные спортивные лотереи», а распространителем обеих – ТД «Столото».
Стоит отметить, что с 2012 года одним из последовательных сторонников огосударствления лотерей являлось Минэкономразвитие. Тогдашний министр Андрей Белоусов, а ныне помощник президента РФ по экономике заявлял: «Я не знаю, насколько резко сейчас можно остановить частные лотереи, но в принципе я сторонник того, чтобы сделать их государственными». Сегодня Минфин и Минспорт фактически доводят до логического конца реформы «азартной отрасли», начатые Минэкономикой.
Обратная сторона медали
Между тем существуют опасения, что появление в стране лотерейных магазинов приведет к возрождению азартных игр под видом лотерей, а сами игровые автоматы станут «прачечными» для отмывания незаконных доходов. Более того, нововведения будут способствовать развитию лудомании, при которой игроки не могут контролировать себя, не могут остановиться и проигрывают целые состояния.
По словам представителя компании «Государственные спортивные лотереи», единая система учета лотерейных билетов, в том числе электронных, будет абсолютно прозрачной как для Федеральной налоговой службы, так и для любых контролирующих органов. Каждый розыгрыш будет зарегистрирован. В соответствии с законом определяется призовой фонд, информация о котором будет открыта и доступна для потребителя. Легализовать преступные доходы через видеолотерейный терминал невозможно. Вся информация о билетах будет аккумулироваться на едином сервере организатора.
В соответствии с новыми поправками функция видеолотерейных терминалов ограничится продажей билетов, на которые уже при создании будут нанесены результаты розыгрыша. Никакие игровые комбинации в терминалы не закладываются. Вся информация о выигрыше, по словам представителя Минфина, будет заложена в билет на стадии производства, что исключает возможность манипуляций с выигрышами.
Что касается лудомании – паталогической склонности отдельных людей к азартным играм, то ее жертвы, к сожалению, есть и всегда были. И именно они по-прежнему являются посетителями подпольных казино и игровых зон. Перевод в легальный формат не сделает запретный плод более привлекательным для игроманов. Судя по статистике, в лотерею играют не более 7% россиян, в отличие от других развитых стран, где вовлечен почти каждый десятый гражданин.
И лудомания нам точно не грозит: среднестатистический россиянин тратит в год на покупку лотерейной продукции примерно 90 рублей. Если сравнить с некоторыми государствами Европы, то там тратится на эти цели гораздо больше. К примеру, в Венгрии – 70 долларов и более, в Польше – 30 долларов, в западноевропейских странах – до 420 долларов.
И последнее опасение, которое высказывают участники рынка, – это то, что лотерейные терминалы будут работать не на государственный бюджет, а на самих организаторов лотереи, как это было с игровыми автоматами. Разработчики законопроекта предусмотрели, чтобы деньги не уходили «налево», а за вычетом призовых выплат и комиссии оператору направлялись в государственный бюджет. Современные информационные технологии сделают этот процесс абсолютно подконтрольным.