Posted 24 марта 2016, 21:00
Published 24 марта 2016, 21:00
Modified 8 марта, 02:11
Updated 8 марта, 02:11
Кассовые сборы в Китае в последние годы увеличиваются в среднем на 34% ежегодно. Такие темпы позволят кинематографу Поднебесной обойти по этому немаловажному показателю Голливуд уже совсем скоро – не исключено, что и в следующем году.
К такому выводу пришли аналитики агентства деловой информации Bloomberg после затянувшегося празднования в Поднебесной Нового года по восточному календарю. По традиции это наиболее прибыльное для кинематографистов время в году. Кинотеатры посещают десятки миллионов жителей, готовых заплатить в среднем 35 юаней (5 долларов) за билет.
«Новогодние» фильмы не случайно часто становятся лидерами проката. Достаточно сказать, что «Русалка», комедия гонконгского режиссера Стивена Чоу о девушке с рыбьим хвостом, которой поручили убить миллиардера-строителя и которая вместо этого влюбилась в него, стала самым кассовым фильмом китайского кинематографа всех времен. В прокате эта лента появилась 8 февраля. Менее чем за месяц она, по данным Ent Group, сумела превзойти не только общепризнанного лидера китайского кино – фильм «Охота на монстра», но и голливудский блокбастер «Форсаж-7», собрав более 440 млн. долларов. У продолжения «Форсажа» – 390,9 млн. долларов. К тому же он в прокате с апреля 2015 года.
«Техника в кинематографе сделала сейчас гигантский шаг вперед, – объясняет Марк Ганис, основатель компании Jiaflix Enterprises, которая поставляет американские ленты на рынок Поднебесной. – Китайский зритель живо реагирует на изменения. Раньше голливудские блокбастеры значительно превосходили китайские фильмы. Сейчас у китайцев появилось равноценное кино собственного производства».
У поклонников кино из КНР сейчас есть свои картины с многомиллионными бюджетами самых разных жанров, которые по качеству, считают специалисты, нередко ни в чем не уступают, а то и превосходят работы коллег-конкурентов из-за океана. Аналитик сайта BoxOffice.com Джонатан Папиш отмечает, что китайские кинематографисты добились больших высот в двух областях. Постановщики спецэффектов из Чайнавуда ни в чем не уступают коллегам из Голливуда, а сценаристы значительно превосходят их, потому что лучше знают интересы местных киноманов.
В прошлом месяце Китай побил мировой рекорд по сборам за неделю. Доходы от продажи билетов в праздничную неделю с 8 по 14 февраля, по данным EntGroup, составили 557 млн. долларов. В праздники зарубежные фильмы в Китае не показывают, так что вся рекордная выручка пришлась на местные ленты. Предыдущий рекорд по сборам за неделю равнялся 534,7 млн. долларов. Он был установлен в Америке в конце декабря 2015 года, когда в прокат вышло продолжение «Звездных войн», но продержался всего полтора месяца.
В прошлом году кассовые сборы в КНР достигли, по данным консалтинговой компании ArtisanGateway, 6,8 млрд. долларов, что на 49% больше, чем в 2014 году. Такими темпами, считают экономисты Bloomberg, Поднебесная имеет все шансы обойти Соединенные Штаты по кассовым сборам в 2017 или, в крайнем случае, в 2018 году.
В то время как китайский кинорынок стремительно развивается, на американском царит стагнация. В 2010–2014 годах кассовые сборы снизились, согласно Motion Picture Association of America, на 2% – до 10,4 млрд. долларов.
Впрочем, прошлый год оказался для Голливуда очень удачным. Сборы на североамериканском рынке, который включает и Канаду, в рекордном 2015 году составили 11,1 млрд. долларов. Причина взлета – выпуск нескольких франшиз, наиболее заметной из которых стали «Звездные войны: Пробуждение силы».
Настораживает голливудских магнатов очевидное наступление китайского кино. После 2012 года доля американских фильмов на рынке Поднебесной снизилась с 49 до 32%, а доходы китайского рынка от продукции местных кинематографистов в 2015 году выросли до 62%.
Китайские власти установили квоту на импорт зарубежных картин – 34 фильма в год. За ее выполнением и соблюдением законов внимательно следят два регулятора: Государственная администрация прессы, публикаций, радио, кино и телевидения (SAPPRFT) и ChinaFilmGroup. Второй регулятор выбирает, какие фильмы могут покупать китайские дистрибьюторы, устанавливает даты их проката и определяет число кинотеатров, в которых они будут показываться.
Кассовый успех «Русалки» продемонстрировал начало изменения баланса сил в мировом кинематографе. Конечно, на американской «фабрике грез» внимательно следят за всеми тенденциями. Не остался без внимания и 34-процентный рост кассовых сборов в Поднебесной. Неудивительно, что Голливуд сейчас очень энергично углубляет и расширяет связи с Китаем на взаимовыгодной основе.
Такие американские гиганты, как Universal Pictures и WarnerBros., заключают партнерские соглашения с китайскими студиями и медиакомпаниями для расширения аудитории. В Поднебесной 31 630 кинотеатров. Только за прошлый год их число увеличилось на 8035, или на 25%. К тому же партнерство помогает американским кинематографистам наладить отношения с китайскими регуляторами, что немаловажно для коммерческого успеха в далекой стране. Paramount Pictures, к примеру, с этой целью уже почти два года приглашает китайских режиссеров на стажировку в Лос-Анджелес и предлагает другие формы сотрудничества.
Китайцы тоже не сидят сложа руки. Они наращивают инвестиции... в Голливуд. Китайская киностудия Perfect World Pictures объявила в прошлом месяце, что намерена в течение пяти лет вложить в «фабрику грез» более четверти миллиарда долларов. В списке – около 50 картин, которые в той или иной мере будут сниматься на китайские деньги.
Владелец Dalian Wanda Group Ван Цзяньлинь стал первым китайским хозяином голливудской киностудии. Он купил Legendary Entertainment за 3,5 млрд. долларов.
Эксперты также считают, что китайские регуляторы могут изменить квоты на зарубежные фильмы в КНР. В следующем году истекает срок действия соглашения по квотам между США и КНР. Новые условия, скорее всего, будут менее жесткими.