Posted 21 марта 2016, 21:00

Published 21 марта 2016, 21:00

Modified 8 марта, 03:11

Updated 8 марта, 03:11

Любовь и цапля

21 марта 2016, 21:00
В воскресенье в Суздале завершил свою работу XXI Открытый российский фестиваль анимационного кино – главный в стране смотр российских мультфильмов. Как и само кино, фестивали год от года бывают удачными или не очень, и если говорить о нынешнем, то он, несомненно, состоялся: уже несколько лет дирекция фестиваля пыталась

Умеренная по объему конкурсная программа фестиваля сочеталась с объемными информационными показами и интересными ретроспективами итальянской и китайской мультипликации, обсуждения фильмов вели замечательные мастера Юрий Норштейн, Михаил Тумеля, Оксана Черкасова и Михаил Алдашин, в качестве специальных гостей выступали с концертами Сергей Никитин и Юлий Ким, а для тех, кто ищет более бесшабашных развлечений, Суздальский фестиваль организовал квест и авиашоу.

На редкость удачно прошел и деловой конгресс «Анимационная индустрия». На секции, посвященной детским студиям, обсуждалось бурно развивающееся в России студийное движение (результаты можно было, к слову, увидеть здесь же в программах «Утренняя зарядка», собравших отличные мультфильмы, сделанные детьми со всей России, а приехавшие на фестиваль юные зрители могли протестировать качество работы прекрасных педагогов, поучаствовав в суздальском детском мастер-классе).

Вторая секция называлась «Анимационные сериалы на YouTube» и также привлекла огромное внимание, поскольку этот канал является на сегодняшний день одним из основных источников доходов для анимационных проектов. Но главным хитом делового конгресса оказалась ТВ-панель: «Анимационные сериалы: чего хотят телеканалы», куда продюсер проекта «Смешарики» и по совместительству президент Ассоциации анимационного кино зазвал представителей семи телевизионных каналов, показывающих мультипликационное кино. Практически все спикеры (почти все они оказались девушками) говорили о том, что их ТВ-канал готов инвестировать в мультипликацию, и рассказывали о тех условиях, требованиях и пожеланиях, которые предъявляются к проектам.

Завершился фестиваль, как и полагается, церемонией раздачи призов, и последние также порадовали: по крайней мере в основном конкурсе решение жюри оказалось весьма взвешенным и довольно цельным, в том смысле, что оно представляло собой хорошее профессиональное высказывание о смысле и задачах анимационной профессии.

Гран-при вполне ожидаемо достался новому фильму Игоря Ковалева «До любви». После долгих лет работы в США бывший соратник Александра Татарского и один из самых признанных в фестивальном мире анимационных режиссеров Игорь Ковалев вернулся, наконец, в Россию, где он продолжил свой американский стиль жизни, совмещая работу на индустриальных проектах (он является художественным руководителем сериала «Алиса знает, что делать!») с авторским кино. Суздальский фестиваль для ленты «До любви» стал одним из первых, а практически одновременно с ним фильм участвовал в конкурсе Голландского анимационного фестиваля в Утрехте, где также получил гран-при.

Пересказывать картины Ковалева – дело бессмысленное и неблагодарное, хотя в данном случае речь и впрямь о любовной истории, трагичной, странной и в то же время сентиментально-пронзительной, однако сюжет не так много значит для ковалевских фильмов, как их завораживающая атмосфера, невероятной красоты графика и экспериментальный монтаж. Последние фильмы мастера («Молоко» и «До любви») – это даже не анимация в чистом виде: несмотря на то, что все изображение нарисовано, во многом фильмы сделаны как игровое кино.

Основным соперником фильма Ковалевского стала короткометражка Антона Дьякова «Питон и сторож», рассказывающая о нежной дружбе и выгодном сотрудничестве сторожа зоопарка со сбежавшей из зоопарка змеей. Смешной, увлекательный, милый и в то же время очень артистичный по исполнению «Питон» получил спецприз жюри «за юмор и авантюризм», приз критики, а также завоевал первое место в профессиональном рейтинге (обогнав «До любви», который оказался на второй позиции). Еще один фаворит фестивальной публики – «Кукушка» Дины Великовской – получил второй спецприз жюри, а также специальную награду от мэтров (Юрия Норштейна, Андрея Хржановского и Владимира Голованова). В этой маленькой картине речь идет о кукушке, которая поначалу пытается подкинуть всем своего птенчика, а потом уже сама ищет его общества.

Ровно противоположная история рассказана в картине Марины Карповой, получившей награду как «лучший короткометражный фильм»: заглавная большая птица готова усыновить-удочерить любую осиротевшую зверушку. И хотя у всех малышей находятся потом родные родители, но и для такой заботливой мамочки всегда обнаружатся новые сироты.

Также призами и наградами были отмечены «Морошка» Полины Минченок, «Корабли прошлых лет» Юрия Богуславского, «Два друга» Натальи Чернышевой, сериал «Ми-ми-мишки», «Совы нежные» и полнометражный фильм «Снежная королева-2». А особым вниманием пользовался новый проект «Шарлотта и Кваксон», который получил, помимо диплома в сериальной категории, первое место в зрительском голосовании по России.

Подпишитесь