Posted 20 марта 2016,, 21:00

Published 20 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:12

Updated 8 марта, 03:12

Високосный рост

Високосный рост

20 марта 2016, 21:00
Впервые с января 2015 года Росстат зафиксирован рост производства промышленных товаров в стране. Ранее от месяца к месяцу можно было наблюдать лишь падение либо нулевой уровень этого показателя. Несмотря на, казалось бы, положительное изменение в промышленности, эксперты не спешат связывать данное событие с восстановле

По данным Росстата, в феврале текущего года было произведено на 1% промышленных товаров больше, чем в феврале прошлого. А по сравнению с январем рост составил всего около 0,1%. Аналитики Райффайзенбака объясняют февральский рост статистическим эффектом високосного года. «Один лишний день в феврале 2016 года означает, что он был на 3,6% длиннее, чем февраль 2015-го. Если отнять этот день, то получится, что производство не выросло, а упало на 2,6% по итогам года, то есть примерно такими же темпами, что и в январе (-2,7%.)», – пишут эксперты. В факторе «високосного роста» уверен и директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его наблюдениям, февраль любого високосного года отличается более высокими показателями по сравнению с предыдущими годами.

В то же время следует рассмотреть и те отрасли промышленности, которые оказали наибольшее влияние на февральский рост. Так, согласно данным Росстата, прирост произошел главным образом из-за повышения уровня добычи полезных ископаемых на 5,8%. Потребление и производство электроэнергии, газа и воды не изменилось по сравнению с февралем прошлого года и сократилось на 12,5% по сравнению с январем. Но на изменение этого показателя могла повлиять теплая погода последнего месяца зимы. А вот в обрабатывающих отраслях напротив, произошло сокращение производства на 1% в годовом выражении и рост на 12,9% по сравнению с январем 2016 года. «Если рассматривать промышленное производство в феврале по номенклатуре, то, например, можно увидеть что произошел рост производства газовых турбин в 2,2 раза, – пояснил «НИ» Игорь Николаев. – Такое высокотехнологичное производство отличается высокой стоимостью и долгим производственным циклом – то пусто, то густо. Поэтому, когда происходит выпуск такого оборудования, это способно повлиять на общую статистику, что и произошло в феврале».

С другой стороны, сокращение производства в обрабатывающих отраслях в феврале значительно замедлилось. Ранее Росстат фиксировал отрицательную динамику в размере 5–9% ежемесячно. Среди лидеров роста в обрабатывающей промышленности в феврале следует отметить пищевую промышленность. Кроме того, зафиксирован рост в производстве чугуна (+10,9%) и стальных труб (+2,8%).

По мнению Гульнары Хайдаршиной, заместителя начальника департамента анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка, все эти факторы способствуют появлению положительного тренда: «Мы полагаем, что эти подотрасли могли бы выступить в качестве «точек» замедления спада инвестиционного спроса в 2016 году и создать условия для смягчения негативного влияния внешней конъюнктуры на российскую экономику».

Но другие эксперты полагают, что столь оптимистичные выводы чересчур поспешны. «Спираль рецессии в российской экономике продолжает раскручиваться. Когда цены на нефть падают, действительно повышается конкурентоспособность отечественного производства. Однако этого недостаточно, чтобы компенсировать падение спроса в условиях кризиса из-за падения доходов населения, – сказал «НИ» замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов, – Кроме того, у нас мало обрабатывающих секторов, которые могут, пользуясь ростом конкурентоспособности, что-то экспортировать или поставлять на внешний рынок в рамках импортозамещения».

"