Владимир Путин не устает удивлять политиков и ставить их в тупик своими нестандартными решениями и ходами. Причем не только западных, но и российских. В понедельник вечером он приказал министру обороны Сергею Шойгу начать с 15 марта вывод основной части российских войск из Сирии, в которой они находятся с 30 сентября прошлого года по приглашению правительства этой страны.
Свое неожиданное решение президент Путин объяснил тем, что в целом наши воздушно-космические силы (ВКС) поставленную задачу выполнили, и, следовательно, в их пребывании в Сирийской Арабской Республике (САР), по крайней мере в таком составе, уже нет необходимости.
«Главное, чего удалось добиться российским военным в Сирии, это снизить накал боевых действий между сторонами, – рассказал «НИ» заместитель директора Института востоковедения РАН Владимир
Исаев. – Именно последствием операции российских ВКС стали переговоры в Женеве между правительством Асада и оппозицией и переговоры между нашими военными и полевыми командирами о прекращении огня. Что же касается непримиримой оппозиции, то против них операция будет продолжена».
Говоря о выполнении поставленной перед военными задачи в целом, Владимир Путин имел в виду данные, приведенные Сергеем Шойгу на встрече в Кремле. При непосредственной помощи ВКС России, совершивших за пять с половиной месяцев более 6 тыс. вылетов, правительственные войска САР освободили 400 населенных пунктов и 10 тыс. кв. км захваченной террористами территории Сирии.
В результате ракетно-бомбовых ударов ВКС уничтожены 2 тыс. боевиков (в том числе и приехавших в Сирию из России) и 17 полевых командиров. Особенно большие потери понесли инфраструктура и укрепления радикальных организаций «Исламское государство» и «Джабхат ан-Нусра», запрещенных в РФ, против которых и была направлена операция российских войск. Уничтожены также около 3 тысяч цистерн, в которых джихадисты вывозили в Турцию нефть.
Одновременно с выводом основной части группировки президент Путин попросил главу МИДа Сергея Лаврова активизировать усилия российской дипломатии в процессе мирного урегулирования сирийского конфликта.
Не лишне будет, пожалуй, напомнить, что решение о выводе российских войск было озвучено не только в день пятой годовщины начала гражданской войны в Сирии, но и в первый день возобновившихся в Женеве переговоров между Дамаском и оппозицией.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, к слову, опроверг утверждения некоторых аналитиков, считающих, что вывод российских ВСК является оказанием давления на президента Асада. Считается, что Дамаск решительно настроен бороться против боевиков и категорически отвергает планы федерализации страны.
Первые попытки объяснить неожиданное решение Кремля о выводе основной части группировки ВКС РФ из Сирии появились уже в понедельник вечером, по горячим следам встречи в Кремле между Путиным, Лавровым и Шойгу. Объяснений выдвинуто очень много, включая и довольно оригинальные и неправдоподобные. Есть среди них и «размен» между Вашингтоном и Москвой уступок в Сирии и на Украине. Многие обратили внимание на недавние слова президента Барака Обамы, сказавшего, что США не будут воевать с Россией из-за Украины.
Вывод российских войск пытаются объяснить и желанием поставить на место Турцию, и давлением на ненадежного союзника Иран, и якобы внезапно вспыхнувшей дружбой с Саудовской Аравией, и даже климатом – начинающимся скоро в Сирии знойным летом и пыльными бурями, затрудняющими действия авиации.
В отношении объяснений наиболее правдоподобным все же представляется объяснение, высказанное самим президентом, – о выполнении военными большинства поставленных задач.
«О главной причине вывода войск лучше всех сказал президент Путин, когда говорил о выполнении задачи, – объяснил «НИ» Александр Игнатенко, президент Института религии и политики и член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации. – Выводя основную часть группировки именно сейчас, когда в Женеве проходят переговоры, Россия хочет показать противоборствующим сторонам, что конфликт следует решать не военными, а политическими методами».
Запад, требовавший от Москвы прекратить операцию в Сирии, сейчас, после ее сворачивания, явно осторожничает и не торопится делать выводы. Известные политики предпочитают пока не комментировать вывод ВКС, ссылаясь на необходимость ознакомиться с подробностями. Для них решение Владимира Путина, кстати, принятое, по словам Дмитрия Пескова, единолично, тоже оказалось полностью неожиданным. Причем до такой степени, что некоторые даже ищут подвох и подозревают Москву в «византийском коварстве».
К слову, высокопоставленные российские политики сами способствуют конспирологическим слухам, заявляя, как, к примеру, зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, что российские летчики в случае необходимости могут вернуться в Сирию за день.