Сюрпризом стало попадание в число лучших конъюнктурного «Батальона» (две номинации), воспевающего порыв женщин, отправившихся на бессмысленную войну, которая через три года заразила Россию красной чумой и погубила все, за что они собрались воевать. Понятно, что михалковский «Золотой орел» никак не мог обойтись без этого эрзац-патриотического опуса, но странно, что «Ника» предпочла назвать в числе лучших его, а не «Ангелов революции» Алексея Федорченко, которые получили у нее пять номинаций, не «Орлеан» Андрея Прошкина (семь номинаций) и не фильм Алексея Германа «Под электрическими облаками» с тремя номинациями. С другой стороны, на «Золотом орле» три эти картины, как и «Страна ОЗ», не только не вошли в номинацию «Лучший фильм», но не получили вообще ни одной (!) номинации. Этим и определяется значительное расхождение двух главных российских кинопремий в оценке фильмов прошлого года – ведь именно эта четверка заняла львиную долю мест в остальных номинациях «Ники».
Даже в актерских номинациях, где голосуют больше сердцем, чем рассудком, и где пересечения «Ники» с «Орлом» (и «Слоном») обычно наиболее часты, на сей раз вышло так, что ни один из актеров, номинированных на «Нику», кроме Юлии Пересильд, сыгравшей знаменитую советскую снайпершу в «Битве за Севастополь», не был номинирован на «Золотого орла». Это Данила Козловский («Духless 2»), Олег Ягодин («Орлеан»), Александр Яценко («Инсайт»), Ирина Купченко («Училка»), Яна Троянова («Страна ОЗ») в ролях первого плана, а также Александр Баширов («Страна ОЗ»), Михаил Ефремов («Про любовь»), Владимир Симонов («Страна ОЗ»), Мария Кожевникова («Батальонъ»), Роза Хайруллина («Милый Ханс, дорогой Петр»), Инна Чурикова («Страна ОЗ»), Мария Шалаева («Про любовь») – в ролях второго плана.
Такие же единичные совпадения – еще в нескольких номинациях, но при этом нет общих фаворитов ни в числе анимационных фильмов, ни среди операторов, ни среди художников по костюмам, ни среди авторов музыки, и только в документальном кино обнаружились две работы, номинированные на обе премии: «Варлам Шаламов. Опыт юноши» Павла Печенкина и «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи» Анны и Галины Евтушенко, первая из которых рассказывает о рабском труде советских политзаключенных, а вторая сравнивает литературное «зеркало русской революции» с кинематографическим, не обращая особого внимания на их кривизну. Таким образом, общие ценности двух национальных академий свелись к тому, что они одинаково отнеслись к классическому наследию (Вертов и Толстой), лагерному опыту (Шаламов) и военному прошлому («Битва за Севастополь»). В остальном можно подумать, будто они живут в разных мирах.