В отчете правительства о выполнении антикризисного плана, поступившего в Госдуму, перечислены предпринятые меры по поддержке экономики, сообщила «НИ» группа депутатов. Однако в документе отсутствуют оценки эффективности плана. Нет и сведений об общих расходах на его реализацию. Парламентарии ознакомятся с отчетом только 19 апреля, тогда и узнают, что скрыто под грифом «Для служебного пользования». Но придать общественной огласке полученную информацию они не смогут.
В середине минувшего месяца глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова уже дала предварительную оценку эффективности антикризисного плана: правительство израсходовало 85% средств, но выполнило менее трети пунктов намеченного. Существенного влияния на ситуацию в экономике не произошло, отметила она.
Доктор экономических наук, депутат Госдумы из комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева рассматривает несколько вариантов причин засекречивания сведений о расходах. «Не исключено, что правительство попросту решило не утруждать себя разделением «секретной» части отчета и «не секретной», поэтому эти данные скрыли, – сказала «НИ» г-жа Дмитриева. – Еще один вариант: сведения о расходах могли закрыть по просьбе Центробанка. Он мог пожелать скрыть информацию о поддержке банковской сферы. А возможно, сведения о расходах решили не оглашать из-за провала большей части запланированного. Как бы там ни было, депутаты увидят отчет полностью. И если в нем «секретная» и «не секретная» части слиты, то они не смогут открыто анализировать результаты выполнения этого плана. Но возможность комментировать причину сокрытия информации о расходах у них будет».
Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов считает приближенной к реальности «центробанковскую» версию, высказанную депутатом Дмитриевой. «Правительство изначально не намеревалось поддерживать разные отрасли промышленности, – заявил «НИ» г-н Крупнов. – В этот план закладывались средства прежде всего для поддержки близких верховной власти сфер. В основном для финансовой, а именно – банков. На чем до кризиса поддерживался бюджет, кроме доходов от продажи нефти и газа? Брались на Западе кредиты под гуманные 4 процента, а затем отдавались разным российским отраслям под 10 процентов. Теперь западные заимствования для нас закрыты, цены на нефть в обозримом будущем не повысятся. Поэтому верховная власть реагирует на кризис, как на погоду, которой невозможно управлять. Зачем поддерживать нашу экономику, если основные источники дохода перекрыты?»
По мнению доктора экономических наук, первого зампредседателя комитета Госдумы по делам национальностей Валерия Рашкина, гриф «Для служебного пользования» появился в отчете оттого, что правительство нашло для себя доходы взамен утраченных. «Там наверняка скрыта информация о завышении смет по закупкам и другие данные, свидетельствующие о нецелевом использовании средств, – высказал свое мнение «НИ» парламентарий. – И я считаю, что власть изначально не планировала содействовать экономике. Фракция КПРФ неоднократно предлагала правительству эффективные меры ее поддержки. Но все они отвергались. Будем предлагать снова».