Posted 9 марта 2016, 21:00

Published 9 марта 2016, 21:00

Modified 8 марта, 03:19

Updated 8 марта, 03:19

Мельдонием по медалям

9 марта 2016, 21:00
Сразу несколько ярких звезд российского спорта на этой неделе были уличены в применении запрещенного препарата. Допинг-пробы теннисистки Марии Шараповой, конькобежца Павла Кулижникова, волейболиста Александра Маркина, мастера шорт-трека Семена Елистратова и фигуристки Екатерины Бобровой дали положительный результат на

К сожалению, к громким допинговым скандалам с нашими атлетами мы уже давно привыкли. Но все же нынешняя ситуация даже на общем безрадостном фоне – вопиющая, форс-мажорная. Настоящая катастрофа. В нечистоплотности на сей раз обвинены не абы кто, а лучшие из лучших. Наибольший резонанс, естественно, произвела история с Шараповой. Самая популярная спортсменка не только России, но, возможно, и всего мира объявила о положительной пробе сама, на экстренно созванной пресс-конференции в Лос-Анджелесе. По словам Марии, она принимала мельдоний по медицинским показаниям на протяжении последних десяти лет и не обратила внимания на пришедшее в конце прошлого года электронное письмо от Всемирного антидопингового агентства (WADA) с обновленным списком запрещенных веществ. Мельдоний в ее организме обнаружили в ходе январского Открытого чемпионата Австралии, где россиянка в четвертьфинале уступила американке Серене Уильямс.

Примечательно, что Шарапова не стала отпираться, валить все на членов своей многочисленной команды (хотя имела право), а признала собственный прокол. Который в любом случае будет стоить ей очень дорого. По некоторым оценкам, при четырехлетней дисквалификации Мария ввиду разрыва контрактов со спонсорами потеряет около 100 миллионов евро. Хотя не исключено, наказание будет куда более мягким – от полугода до двух лет. При этом очевидно, пятно на репутации российской примы останется в любом случае. Правда, не стоит забывать, что успешно возвращались на корт после дисквалификаций за допинг швейцарка Мартина Хингис, хорват Марин Чилич и серб Виктор Троицки.

28-летняя Шарапова сейчас не намерена завершать карьеру. Первые слушания по ее делу намечены на конец марта. Однако, несмотря на добрые слова в адрес Марии со стороны американок Мартины Навратиловой, Серены Уильямс и даже чиновников Женской теннисной ассоциации (WTA), шансы на выступление россиянки на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, прямо скажем, крайне малы. Впрочем, если верить сообщениям в прессе, Шарапова получила даже не одно, а пять писем с обновленным перечнем запрещенных веществ. Поэтому халатность профессионала столь высокого класса поистине удивительна.

Еще более странной представляется история с Павлом Кулижниковым. Самый быстрый скороход планеты, многократный чемпион и рекордсмен мира на дистанции 500 метров два года назад уже отбыл спорную дисквалификацию и с тех пор, что называется, дул на воду. Мельдоний он, никто не спорит, применял, однако еще осенью после письма из WADA от него отказался. Продолжать действительно было бы просто самоубийственно – препарат легко выявляется.

Весьма странно, что проба Кулижникова после победы на чемпионате мира в Коломне на «тысяче», взятая 13 февраля, показала отрицательный результат. А уже на следующий день после триумфа на «пятисотке» – положительный. То есть получается, Павел перед своей коронной дистанцией, зная об обязательной проверке, решил принести себя в жертву?! Тем более он – «рецидивист» и по правилам должен быть отлучен от спорта пожизненно.

Скорее можно поверить в распространенную с подачи отца Кулижникова «теорию заговора», согласно которой кто-то из многочисленных недоброжелателей конькобежца что-то подмешал ему в напиток. Как рассказывают, Павел во избежание провокаций во время коломенского ЧМ даже питался отдельно от остальных конькобежцев... Впрочем, нельзя исключать и вопиющую халатность врачей сборной.

То же самое касается и олимпийского чемпиона Сочи-2014, чемпиона Европы и мира-2016 по шорт-треку Семена Елистратова, победительницы ОИ в командном турнире фигуристки Екатерины Бобровой (в ее организме была обнаружена зашкаливающая доза мельдония) и волейболиста московского «Динамо» и сборной России Александра Маркина. Все они теперь всерьез рискуют попрощаться со своими медалями, завоеванными в последнее время.

Как бы то ни было, беспрецедентный скандал бросает тень на весь российский спорт. Это не болезненный укол, это тяжелейший нокдаун, восстановиться после которого будет архисложно. Правда, много вопросов возникает и по поводу причин запрета мельдония. Сторонники «теории заговора» считают, что этот препарат, синтезированный в СССР еще в семидесятых годах XX века, попал «под раздачу» неспроста, а с конкретной целью насолить России. Создатель мельдония латвийский профессор Ивар Калвиньш уверяет, что препарат не является допингом, не способствует улучшению результатов, а лишь помогает быстрее восстановиться и защитить организм от физических перегрузок. Как выразился разочарованный текущими событиями Калвиньш, запрет мельдония равнозначен преступлению против прав человека. «Препарат лишь помогает защитить сердце от последствий перегрузок. Это нонсенс – запрещать атлетам заботиться о своем здоровье!» – заявил он.

Мильдранат традиционно распространен в странах бывшего СССР, на Западе предпочитают совсем другие восстановители. Неудивительно, что среди пойманных на применении мельдония в самом начале года – российский велогонщик Эдуард Ворганов, украинские биатлонисты и только одна представительница дальнего зарубежья – шведская бегунья эфиопского происхождения Абеба Аригави. А вчера днем стало известно об обнаружении следов мельдония у большой группы спортсменов, выступавших в 14 из 20 видов спорта на первых Европейских играх в Баку в 2015 году, и у участниц женской сборной России по шорт-треку...

КОММЕНТАРИИ

Виктория ГОГОТОВА, руководитель Управления медико-биологического сопровождения сборных команд СКР:
– В СКР никогда не использовали запрещенные препараты при подготовке к соревнованиям. С 1 октября, как только WADA сообщила, что с 1 января мельдоний будет внесен в бан-лист, всем спортсменам поступило немедленное указание о прекращении приема препарата и уничтожении его остатков. До 1 октября спортсмены принимали мельдоний по назначению врачей-кардиологов и медиков сборной России, чтобы предотвратить повреждения сердечной мышцы. Некоторые наши спортсмены имеют определенные проблемы с состоянием сердечно-сосудистой системы. Назначался этот препарат исключительно курсами не более 10–12 дней. Все лекарства, которыми пользуются врачи сборной, они получают в Центре спортивной медицины ФМБА. Из других источников они не поступают.

Валерий КОНОВ, главный врач хоккейного клуба «Динамо» (Москва):
– На каком основании мельдоний был запрещен, мне не понятно. 29 сентября я получил письмо, в котором просто написали: с 1 января препарат попадает в список запрещенных. И все, никаких объяснений. А мы, выходит, заложники ситуации. Вроде как по минному полю ходим. При существующих в профессиональном спорте нагрузках мы должны защищать спортсменов, и мельдоний был одним из любимых в хоккее препаратов. Но именно для того, чтобы помочь переносить нагрузки, а не для того, чтобы искусственно достигать высоких результатов. Боюсь, с нынешними мерками скоро дойдут и до антибиотиков. Мое мнение – препарат запретили потому, что он был изобретен в СССР и в последние годы очень популярен в России. Политика стала проявляться и в таких вот вещах. Где наши юристы? Нужно защищать свой народ.
Записала Оксана ТОНКАЧЕЕВА

Подпишитесь