Posted 19 февраля 2016, 21:00
Published 19 февраля 2016, 21:00
Modified 8 марта, 02:12
Updated 8 марта, 02:12
– Первый турнир олимпийского сезона всегда интригует. А вы к тому же признались, что сильно усложнили программы девочкам, бросив очередной вызов...
– Эти соревнования в Москве – оценка направления главного удара. Я должна со стороны посмотреть, как это выглядит, выслушать мнения, иногда диаметрально противоположные. А по итогам домашнего этапа Гран-при мы сделаем, что называется, выводы и поймем, как двигаться дальше и что менять. Думаю, что кардинальным образом ничего менять уже не будем. Хотя кто знает, что «контора» подскажет в очередной раз. Вот мы делали для группы упражнение с пятью лентами. Второй частью к самбе выбрали «Калинку» в исполнении Баскова. Потом взяли «Дорогу дальнюю» в клубном варианте. А сейчас остановились на варианте «Очи черные». Пусть у нас в команде все с голубыми глазами, но это русская музыка.
– Очень необычное сочетание – самба и русская музыка.
– А в этом и была идея – показать всему миру, что зажигательная музыка с одного конца Земли и русская музыка с другого конца по темпу и по эмоциям совершенно одинаковые. То есть люди на Земле – хоть с юга, хоть с севера – одинаковые. А в другой части программы – размышление о времени. Мы взяли «Весну священную», зарождение Руси сравнили с сегодняшним временем, а затем с будущим. Это нелегко, но нужно добиваться, чтобы девушки донесли до зрителя этот замысел.
– У девочек, выступающих в индивидуальных видах, программы по замыслу такие же сложные?
– В некоторых моментах освоить программы было трудно всем. Как, впрочем, и четыре года назад. О нас тогда говорили: «Аут оф спэйс». Но зато наши программы при хорошем исполнении могут дать то же, что мы получили на Олимпиаде в Лондоне, то есть две золотые медали. Постановки действительно очень интересные, и выделять кого-то одного было бы неправильно. Я очень люблю всех своих девчонок. Вот Рита Мамун, например. Это вообще необыкновенный человек, просто ангел без крыльев. Единственная ее проблема заключается в том, что ей во время выступления нельзя думать о результате. Если Яне Кудрявцевой нужно думать о результате всегда, то Рите вообще нельзя этого делать. Мамун должна порхать, улетать и делать все под музыку, не думая об элементах. Как только она начинает думать, то тут же выходит из потока и «погибает». Я очень люблю Яночку Кудрявцеву. Она – настоящий спортсмен. Выступая с поломанной ногой, стала в третий раз абсолютной чемпионкой мира. Это было у меня на глазах. Московский этап Яна пропустит, потому что еще не успела восстановиться после операции и набрать форму. Ее личный тренер Елена Карпушенко очень грамотно ее восстанавливает, чтобы не было рецидива. Думаю, что под ее руководством и нашим наблюдением Яна все успеет. Люблю и Александру Солдатову, которая очень талантливая. Но у нее есть иногда такие проблемы, что она впадает в ступор. И из этого ступора ее очень тяжело вывести, и мы должны применять превентивные меры. Но этого делать мне лично очень не хочется, да и очень трудно их применять. У Саши потрясающее упражнение с лентой – под Первый концерт Чайковского. Я всегда мечтала поставить упражнение на эту музыку, но ее никто не мог осилить. Потому что программа под нее должна быть сделана с особым настроем, с душой. Посмотрим, что у Саши получится.
– В составе сборной появились два новых имени – Дина и Арина Аверины.
– Да, сестры Аверины – наше тайное оружие. Дина и Арина здорово делают программы в новом направлении – рискуют. И на московском этапе Гран-при у них будет возможность показать себя. Вообще нельзя сказать, что я занимаюсь только руководящей работой. Я здесь, с девочками, потому что хочу быть линейным тренером. Мы работаем в одном коллективе, у нас налажен диалог, нет задних мыслей. И мне очень хочется, чтобы все девчонки жалели себя и не переделывали программы по много раз, чтобы у них сразу блестяще получалось.
– Вы как-то специально готовите их к Олимпийским играм? Может быть, разговариваете на эту тему?
– На самом деле у нас все так построено, что об Олимпиаде мы думаем и говорим уже четыре года. У нас все соревнования – это этапы подготовки к Олимпийским играм. Причем для всех: и для спортсменок, и для тренеров... А там уже не нужно думать – нужно просто выходить на ковер и делать.
– А лично вам бывает страшно?
– Очень! Так страшно иногда бывает, что хочется закрыть глаза. Но ответственность – такая вещь, которая, с одной стороны, держит за горло, а с другой – дает силы, чтобы работать дальше. Потому что знаете, когда дежурный в гардеробе, отдавая нам с Женей Канаевой наши вещи, говорит: «Ой, живая Винер. И Канаева», для меня это «контрольный выстрел» в голову, который дает приказ идти в зал и работать, работать, работать... Конечно, все эти награды, которые свалились на меня, они тоже окрыляют. Хотя я не считаю, что сделала что-то такое особенное. Я просто люблю свое дело и работаю с удовольствием. Когда меня представили к званию Героя труда, я очень удивилась: почему я? Но президент страны при награждении много говорил об ответственности. И я поняла: эту ответственность я беру на себя уже 20 лет. Ответственность за девочек, за тренеров, за программы, за врачей, за лекарства, за костюмы... За все.
– Два года назад вы говорили, что очень ждете Женю Канаеву из декретного отпуска, чтобы она стала помогать вам. Не так давно она пришла в зал в Новогорске. Как ее успехи в качестве тренера?
– Женя Канаева – это символ преодоления. Девочка со средними данными пришла в спорт и вошла в историю, стала двукратной олимпийской чемпионкой! Да, я ее пригласила на работу в Новогорск и очень рассчитываю на ее помощь. Она все может показать, «бегает» по всем коврам и делает очень грамотные замечания. Я даже попросила ее, чтобы она работала именно с основной командой. У нее маленький ребенок, но у нее и золотая мама, которая ей помогает. А Женя действительно помогает мне, она любит художественную гимнастику и, как ни странно для звезды, тренерскую работу. Обычно у гимнасток с именами нет терпения, их бесит, когда что-то вдруг не получается. Но Женя – редкое исключение. Я очень довольна ею. Дай бог, чтобы это была та смена, о которой я всегда мечтала.
– Уже известно, где вы проведете заключительный сбор перед стартом в Рио-де-Жанейро?
– Как обычно, за 17 дней до старта мы поедем в маленький городок, который славится церквями и соборами, спокойный и интеллигентный. Там есть дворец спорта такого формата, который нас устраивает, в нем проходят церковные заседания. Нам дали возможность там готовиться к соревнованиям. Повезем туда свои ковры. В Рио соревнования будут проходить на таком помосте, на котором выступают в спортивной гимнастике. Мы, недолго думая, уже сделали такой помост у себя в Новогорске, и девочки на нем тренируются.
– Ирина Александровна, а если заглянуть немного вперед – вы уже представляете, что ждет художественную гимнастику после Рио?
– Да, мы вместе с председателем технического комитета Международной федерации гимнастики Натальей Кузьминой уже внесли свои предложения по поводу новых правил на следующий олимпийский цикл. Надеемся, что, наконец, уберут эту «крышу» в 10 баллов, и оценка будет открытая. То есть какие-то глобальные элементы, которые должны быть, будут оцениваться по высшему уровню трудности. И судьям уже не надо будет заниматься математикой, чтобы подводить все под 10 баллов, а можно будет просто ставить то, что хочется. Есть девочки, которые не могут сильно гнуться или крутить обороты, зато кто-то здорово делает рисковые вещи или демонстрирует оригинальность... Вот это и есть универсальность, разнообразие, свобода и демократия, если хотите, которых нашей художественной гимнастике очень не хватает. Мечтаем еще, чтобы и мужчины были в нашем виде спорта. Я вообще уверена: те виды спорта, где есть либо одни мужчины, либо только женщины, обречены на смерть. Если у нас женщины боксируют, поднимают штангу и борются, то почему в художественной гимнастике до сих пор нет мужчин? Должны быть обязательно. И смешанные пары должны быть, как в синхронном плавании.
– Будете лоббировать?
– Обязательно. Я уже лоббирую это много лет. И самое главное, есть уже достаточно много спортсменов, которые давно и успешно занимаются нашим видом спорта. Например, японцы показывают невероятно красивые вещи – везде, где бы они ни выступали, поднимают залы. Но, к сожалению, руководство Международной федерации гимнастики пока не хочет идти по этому пути. Боятся, наверное, что сбегут все мужчины в художественную гимнастику.