Posted 19 февраля 2016, 21:00

Published 19 февраля 2016, 21:00

Modified 8 марта 2024, 03:03

Updated 8 марта 2024, 03:03

Лезгинка на костях

19 февраля 2016, 21:00
Лезгинка на костях

Известный оппозиционер Алексей Навальный недавно опять заговорил о нелюбимом Кавказе в своем интервью радиостанции. Вероятно, в преддверии печальной даты – сталинской депортации чеченцев-ингушей, которая приходится на 23 февраля – День защитника Отечества. И чтобы дата не казалась слишком печальной, решил напомнить, за что выселяли чеченцев-ингушей в этот праздничный день, разместив на своем сайте статью о «предательстве» горцев в годы Великой Отечественной.

Приведем отрывок самого интервью. Журналистка спрашивает: «Вы перепостили материал про чеченцев во время Великой Отечественной войны. Их там называют «коллаборационистами», «предателями», «бандитами»... Вы зачем это вообще сделали?»

«Оправдываться здесь не в чем, – отвечает Навальный. – Вы помните, они добились признания экстремистской статьи в энциклопедии, где описывалось, как чеченцы выступали на стороне Гитлера... А я считаю, что эту тему табуировать нельзя. И я считаю, что нельзя лгать».

Правда, затем смягчил тональность, хотя и в несколько иезуитской манере: «Тот факт, что большое количество чеченцев воевало на стороне Гитлера, не означает, что их правильно депортировали. Депортация – это преступление против человечности. Но нельзя просто сказать: «Ах, мы забыли все эти факты».

Стоит напомнить, что тема «чеченского коллаборационизма» никогда не скрывалась и не табуировалась. Напротив, жителей республики чуть ли не с садика и школы воспитывали в духе исторической вины перед страной в годы Великой Отечественной. Сталинское выселение народов преподносилось как вынужденная мера, без которого не состоялась бы Великая победа. То есть, нейтрализовав «внутреннего врага», победили внешнего.

Как ни парадоксально, в новейшей России эту тему начали больше раздувать и, как говорил герой Шукшина, взлохмачивать. Дошло до того, что отдельные «исследователи» персонифицируют провалы первых лет войны именно с кавказцами, целенаправленно выпячивая «провинности» отдельно взятых этносов.

Однажды подобный упрек прозвучал в адрес председателя Верховного Совета страны Хасбулатова. На брифинге представитель оппозиционной газеты обратился к нему с вопросом:

– Руслан Имранович, ответьте как чеченец, а не как спикер парламента – за что вас Сталин депортировал?

Тот сделал вид, что не заметил бестактного обращения, и продолжил разговор. Журналист повторил вопрос, не имевший отношения к обсуждаемой теме.

– Должна же быть веская причина для выселения целого народа? Как вы думаете?

– Причина была, и довольно веская, – поднялся Руслан Имранович, давая понять, что брифинг окончен. – В армии Власова служили два чеченца и один ингуш!

Согласно официальной статистике, в зоне оккупации побывали 70 млн. советских граждан. Некоторые из них сотрудничали с гитлеровцами. Число тех, кто перешел на сторону фашистов, оценивалось от одного до полутора миллионов человек. Существовали целые полки, дивизии и даже армии, которые формировались из бывших красноармейцев или белоэмигрантов. То есть был грандиозный общегражданский коллаборационизм.

Осенью 1941 года на оккупированных землях немцы основали даже целую автономию – Локотскую республику. Территория ее превышала площадь Бельгии, а население – до 500 тыс. человек. Собственные вооруженные силы в 20 тысяч штыков (14 батальонов), своя администрация без советов и коммунистов, полицейские, хозяйственные и управленческие структуры во всех населенных пунктах.

Не так давно генерал-майор в отставке Владимир Воробьев привел любопытные данные о частях, которые оказывали ожесточенное сопротивление наступающим советским войскам, – «Казачий Кавалерийский Корпус специального назначения», «Белорусская Краевая Оборона» (БКА), украинская дивизия «Галичина», прибалтийские подразделения вермахта, повстанцы Поволжья, Кавказа, Крыма, не говоря о «Русской Освободительной армии», называя в каждом конкретном случае адреса дислокаций, численность формирований, фамилии командиров.

Но какое отношение имеют ко всему этому чеченцы? Существуют ли факты измен среди красноармейцев, демобилизованных чечено-ингушским военным комиссариатом?

Ни генерал Воробьев, ни предыдущие знатоки войны не привели ни одного довода в пользу этой версии. Официально задокументированного, признаваемого немецкой стороной. Только обвинения, причем довольно субъективные, похожие на пропагандистские байки о золотом седле, приготовленном якобы в подарок фюреру. Ведь этот артефакт тоже никто никогда не видел в глаза: ни сотрудники НКВД, которые первыми запустили этот миф, ни военные историки, ни музейщики, ни архивариусы, ни хранители – никто!

Несколько слов о батальоне «Бергманн», который действительно создавался «Абвером» из числа пленных кавказцев. Численность его не превышала 1200 человек – пять рот. И только одна рота (около 200 человек) комплектовалась из уроженцев Северного Кавказа. При этом никто не может сказать, что среди изменников были чеченцы, называя виновников пофамильно, повзводно, со всеми должностями и званиями, для большей убедительности.

В германской «Википедии» есть данные (почему-то к ним больше доверия) о высадке единственной группы диверсантов в составе 25 человек (10 немцев и 15 северокавказцев) в период наступления вермахта на Грозный. Но попытка провалилась, местные жители сами ловили и сдавали их НКВД.

В 80-е годы из США в Чечено-Ингушетию вернулись несколько бывших военнопленных. Среди них был Салаудин Гугаев, который лично рассказывал автору этих строк, как настойчиво вербовали в батальон «Бергманн» призывников из ЧИАССР. Ни один не согласился. И не из любви к Сталину и той власти, а потому что презирали предателей. Если бы они имели хоть малейшую вину, вряд ли бы приехавших из Америки пустили на их историческую родину.

Наверное не стоило бы накануне 23 февраля, в день всенародного праздника, вспоминать о трагичном. Но как бы мы ни старались забыть, всегда найдутся напоминальщики, возвращающие нас к трагедии депортированного народа и искажающие причины этой депортации. Массовые чистки, истребление людей в ГУЛАГе, «дело врачей», «заговор маршалов», которые происходили по справкам и донесениям палачей, признаны чудовищным произволом. Сегодня пострадавших реабилитируют, снимая с них ложные обвинения.

Но вот парадокс – многие историки и прочие исследователи, живущие в демократической, а не сталинской России, не готовы признать ошибкой обвинения, предъявляемые в адрес целого народа. Хотя очевидно, что они создавались по тем же самым справкам и доносам работников НКВД-МГБ. Получается, все остальные – жертвы, а чеченцы – нет. Их правильно выгнали, потому что заслужили, и сами виноваты. То есть страна меняется, но ярлыки и шаблоны остаются. Они вечные. Причем не только у отдельных несознательных граждан, но и у некоторых «правдорубов», демонстрирующих полное единство и гармонию с «вождем народов».

Подпишитесь