Posted 17 февраля 2016, 21:00
Published 17 февраля 2016, 21:00
Modified 8 марта, 03:04
Updated 8 марта, 03:04
Москвички Галина Грубич и ее дочь Татьяна Гущина впервые попытались узнать больше о своем умершем муже и отце еще в 2006 году. Надежда, что женщины смогут узнать его имя при рождении, обстоятельства раннего детства и вывоза в СССР в конце 1930-х, появилась лишь сейчас.
«Инициатором иска являлась супруга усыновленного. Она, познакомившись с ним, сделала вывод, что он очень непохож на своих родителей. Однако ее муж от разговоров о его корнях уходил», – рассказал «НИ» адвокат, юрист объединения «Команда 29» Никита Анферов. Кое-какие данные стали известны семье Георгия Грубича лишь после его смерти: «Родственники по линии приемного отца прислали им письмо. Они сообщили, что Георгия, скорее всего, вывезли в СССР из Испании вместе с тысячами других детей, когда в стране шла гражданская война. Ребенок не говорил тогда по-русски».
Получить данные в загсе Галине Грубич и Татьяне Гущиной не удалось. Не помог и иск о раскрытии архивных данных – его отклонил в 2010 году Хамовнический суд Москвы, сославшись на статью 139 Семейного кодекса РФ «Тайна усыновления». А по закону «Об актах гражданского состояния» работники загсов не могут разглашать какие-либо сведения об усыновлении без согласия усыновителей. Очевидно, что к 2010 году приемные родители Георгия Грубича были уже мертвы и не могли дать такого согласия.
В итоге женщины направились в Конституционный суд. Они сочли, что бессрочный запрет на раскрытие тайны усыновления (даже после смерти усыновителей и усыновленного) противоречит их конституционному праву на свободный поиск и получение информации.
В июне 2015 года КС РФ вынес компромиссное решение. Он постановил, что оспариваемые положения не противоречат Конституции РФ, так как «не препятствуют предоставлению по решению суда потомкам усыновленного после его смерти и смерти усыновителей сведений об усыновлении в объеме, необходимом для реализации ими своих конституционных прав». Но при этом КС заметил, что «сведения о происхождении ребенка, хотя они и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека, включая тайну имени, места рождения и иных обстоятельств усыновления, в частности при необходимости выявления (диагностики) наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и т.д.».
С решением КС РФ женщины вернулись в Хамовнический суд Москвы, который во вторник удовлетворил их иск и обязал загс выдать нужную справку. Теперь Галина Грубич и Татьяна Гущина смогут узнать, как при рождении звали главу их семьи, и попытаться связаться со своими испанскими родственниками.
«Был создан прецедент. Раньше тайна усыновления была безусловной. Теперь, думаю, многие потомки усыновленных смогут узнать правду о своих корнях», – отметил важность произошедшего юрист Никита Анферов.
«Очень важно, что суд разрешил раскрыть тайну усыновления детям, внукам, правнукам», – заметила «НИ» член координационного совета при президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, доктор психологических наук Галина Семья. По ее мнению, с психологической точки зрения людям важно знать, кто их родители. Однако отношение к усыновлению в прежние десятилетия этому мешало: «Раньше усыновление многие считали постыдным поступком, а теперь – гражданско значимым. В положительную сторону изменилось отношение к приемной семье».