Posted 3 февраля 2016, 21:00
Published 3 февраля 2016, 21:00
Modified 8 марта 2024, 03:12
Updated 8 марта 2024, 03:12
Напомним, что предварительные оценки неэффективных расходов в 400 млрд. рублей озвучивались главой СП ранее – еще в конце 2015 года. Но и нынешние 440 млрд. – это предварительная цифра, окончательные данные, по заверениям Татьяны Голиковой, будут готовы несколько позже.
Из чего же складываются эти цифры? По уточнениям главы СП, на классическую неэффективность, как ее понимают обычно, приходится порядка 78 млрд. долларов. В данном случае под «классической неэффективностью» понимается часто встречающаяся ситуация, когда денежные средства перечисляются на счета госкорпораций или подрядчиков, но не используются сразу по назначению, а лежат на счетах.
Кроме того, 69 млрд. рублей насчитывают нарушения законодательства, около 48 млрд. рублей – использование государственного имущества, 39 млрд. рублей – нарушения в сфере закупок. По остальным нарушениям конкретики не прозвучало. При этом циркулирующие в СМИ слухи о том, что на самом деле СП выявила нарушений на 1 трлн. рублей, г-жа Голикова назвала некорректными.
Завкафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов в беседе с «НИ» отметил важность конкретного понимания неэффективных расходов, потому что «уже который год звучит мантра, что часть наших расходов неэффективная, но четкого понимания, что сюда отнести, так и не достигнуто». По его мнению, если проверки СП в прошлом году старались выдерживать принцип адресности и большей детализации, то ныне озвучили сразу итоговый результат – 440 млрд. рублей, который представляется эксперту весьма значительной суммой. Со своей стороны, Татьяна Голикова пояснила, что нарушение должно четко считаться.
«А когда, например, объявлен конкурс на 3 млрд. рублей, и несвоевременно заключен контракт, и все 3 млрд. учитываются в нарушении, как это было ранее, то это неверно», – считает глава СП. Кроме того, есть нарушения, которые не измеряются чистыми потерями, но по ним правоохранительные органы могут выносить представления, назначать административные штрафы, что в свою очередь уже считается в качестве убытков. Так что одна из главных задач СП заключается в том, чтобы очень четко производить финансовую оценку нарушений, когда они происходят.
Кстати, с результатами проверок Счетной палаты имеет возможность ознакомиться любой желающий. Все, что не идет под грифом «секретно», а это, как правило, проверки по линии оборонных проектов бюджета, по словам главы СП, доводится до сведения общественности. Кроме того, в минувшем году Генпрокуратура по итогам проверок СП вынесла около 150 представлений, а 55 материалов были направлены в следственные органы для последующего возбуждения уголовных дел. Более того, уже в текущем году СП передала в правоохранительные органы порядка 20 материалов, по итогам которых возбуждено 24 уголовных дела и 26 находятся на стадии доследственной проверки.
В прошлом году СП выявила нецелевое использование порядка 600 млрд. рублей в период с 2012 по 2014 годы в российских госкорпорациях. Проверки показали, что госкорпорации не достигают тех целей, на которые им выдаются деньги, а правительство при этом в недостаточной степени контролирует процесс расходования бюджетных средств. И все это на фоне снижающейся российской экономики, которая начала свой системный спад еще в 2011 году.
В грядущем кризисном году правительство вновь планирует секвестировать бюджет и снизить расходы – пока в среднем на 10%. Но эксперты отмечают, что без борьбы с неэффективным расходованием средств сокращение расходов будет иметь меньший эффект, чем могло бы. «Главная проблема, к сожалению, сейчас заключается именно в том, что без четкого понимания неэффективных расходов у нас отсутствует и четкий план мер по борьбе с ними», – подвел итог г-н Климанов. А значит, и в нынешнем году сумма неэффективных затрат может оказаться не меньше, чем в прошлом.