Posted 3 февраля 2016, 21:00
Published 3 февраля 2016, 21:00
Modified 8 марта, 03:12
Updated 8 марта, 03:12
Уже не первый день в музейно-антикварной среде разгорается скандал вокруг нового закона «Об обороте культурных ценностей». Языки пламени вырываются наружу: сегодня, 4 февраля, крупнейшие игроки на рынке антиквариата собирают пресс-конференцию, чтобы выразить свое откровенное недовольство этим проектом закона.
В чем же суть нововведений? Они вроде бы очень просты: государство хочет, чтобы все сделки с ценными произведениями осуществлялись законно. Чтобы у произведений был свой паспорт (с экспертизой и прочими отметками ценности), чтобы данные об их владельцах хранились в общей базе, чтобы при продаже или передаче произведения составлялись необходимые юридические документы, платились налоги, давались разрешения на вывоз. Все логично: хочешь торговать искусством – соблюдай все условия торговли.
Но всякий раз логика закона у нас упирается в логику жизни (я не большой знаток философии права – наверное, этому есть научное объяснение). А логика жизни говорит, что этот закон принимается страшно не вовремя: сегодня любые ограничения арт-рынка со стороны чиновников равносильны его смерти. Одно дело, когда проверка приходит к вам на предприятие и начинает изучать бухгалтерские отчеты. Совсем другое – когда она является к вам в квартиру и начинает переписывать висящих на стенах Айвазовского и Левитана. Конечно, если вам от бабушки досталась одна ценная вещица и вы решили ее продать, вы можете «накрутить» к цене еще и оформление документов, но учтите, что ваши данные попадут в общий свод владельцев культурных ценностей. А зная, как быстро и качественно у нас сливаются любые базы данных, завтра к вам в гости явятся не интеллигентные арт-дилеры, а ребята поинтересней.
Вот, собственно, резон поскорее припрятать ваши картины и шкатулки – если вы их зарегистрируете, вы оказываетесь на чиновничьем крючке. Прозорливый чиновник, придя на какую-нибудь выставку, увидит ваш пейзаж или натюрморт, проданный музею или галерее, потребует на нее документы – и тогда начнется прекрасная жизнь по обнулению сделки, налоговые претензии, арест произведения. Я бы мог долго и красочно расписывать все радости, достающиеся антикварам от нового закона. Они это и сами все эффектно излагают. Закон «Об обороте…» опять воспринимается как закручивание гаек, укрепление духовных скреп и госконтроль – то есть как еще один сигнал быстро переправить все ценное (себя в первую очередь, конечно) за рубеж.
В самом учете культурных ценностей ничего страшного нет. Но реально ли его осуществить? Будет ли исполняться закон, или он просто лазейка для новых поборов? Можете ли вы хотя бы гипотетически представить ситуацию, чтобы во всех крупных городах России появились пункты оценки и регистрации картин, шкатулок и прочих объектов? Давайте не врать хотя бы самим себе. Ведь у нас даже памятники архитектуры толком не зарегистрированы – общего свода как не было, так и нет, там и здесь сносятся здания, на которые «не успели» оформить охранные грамоты. Откровенно говоря, мне как человеку, связанному с искусством, довольно противно видеть спорадические думские всплески интереса к культурным объектам: у нас нет достойного закона о меценатстве, поощряющего собирание и возвращение ценностей, у нас в музеях хранятся горы ненужных вещей, а на нужные нет денег, у нас затухли все арт-ярмарки, у нас даже господа из первой десятки богатейших людей всеми силами пытаются «не светить» свои коллекции… А вот, кстати, будут ли чиновники высшего эшелона в декларации о доходах включать картины, купленные анонимно на западных аукционах? Они, между прочим, стоят подороже иномарок. Я бы как арт-эксперт с большим удовольствием познакомился с их ценностями.
Автор – арт-обозреватель «НИ»